Республиканский театр кукол из Йошкар-Олы побывал в гостях у Тольяттинского театра кукол

Республиканский театр кукол из Йошкар-Олы побывал в гостях у Тольяттинского театра кукол

Республиканский театр кукол из Йошкар-Олы побывал в гостях у Тольяттинского театра кукол Республиканский театр кукол из Йошкар-Олы побывал в гостях у Тольяттинского театра кукол



В прошедшие выходные в рамках проекта “Большие гастроли” Тольятти посетил Республиканский театр кукол республики Марий-Эл. В наш город артисты привозили три спектакля: “Бармалей”, “Бамбуковый остров” и “Как лиса медведя обманывала”. Конечно, gorodok-tlt не смог пройти мимо такого события - мы встретились и побеседовали с заместителем художественного руководителя Республиканского театра кукол Константином Николаевичем Шамшуровым.



Константин Николаевич, расскажите, как начинался ваш театр?

Театр наш начинался в 1942 году в деревянном здании без удобств. Но, это было военное время, и культурная программа была необходима и военным, и гражданским. Актёры Драматического театра в перерывах между спектаклями разыгрывали сценки с куклами - так и начался театр кукол.

Ваш театр работает с 1942 года. Что изменилось в театре за это время?

Самое главное - мы получили свой третий дом, который проектировался и строился специально для Республиканского театра кукол. Теперь у нас есть современное звуковое и световое оборудование. И ещё сейчас совершенно другая тенденция в актёрской работе. Артисты стали более подвижны, более живые.

Константин, вы сказали, что недавно театр обрёл свой новый дом. Много ли порогов пришлось оббить, чтобы получить это здание?

Вы знаете,  нет. Строительство нового здания для нашего театра - это решение предыдущего главы республики Марий-Эл Маркелова Леонида Игоревича. Для нас, конечно, это было неожиданно. Здание планировалось с нуля. В 2010 году заложили первый камень, а 1 сентября 2014 года мы открылись в новом здании.




Это республиканский проект, не федеральный?

Да, проект республиканский, но достраивалось наше здание не без помощи федерального центра.

У вас большой театр? Сколько зрительских мест вмещает ваш зал?

Большой зал у нас на 295 мест, а малый зал, примерно, на 50 человек. В  малом зале часто бывают спектакли с интерактивом со зрителями. Так, что зритель оказывается в центре постановки и участвует в спектакле. Например, спектакль Александра Стависский “Прозоровы.Эпитафия”.

Вы сказали, что сейчас другая игра у артистов. Они стали полноправными участниками спектакля наравне с куклой?

Да, раньше кукла была первична, а сейчас появился живой план и актёр вышел на сцену. 70 лет назад такого не было. Была только ширма и кукла.

Как случилось, что в вашем театре артисты начали выходить на контакт со зрителем? Откуда пришла такая идея?

Это вопрос времени и эволюции театра. А вообще, уже в 80-е годы появились режиссеры, так называемой, “Уральской зоны”, это они впервые вышли из-за ширмы. Именно у них первых появился живой план, актеры на сцене.

То есть революция в кукольном деле началась с екатеринбургских кукольников?

Да, пошло оттуда. Но сейчас на всевозможных конкурсах мы часто слышим, что многим хочется побольше классики, ширмы, марионеток. Люди немного устали от этой беготни по сцене. Здесь же всё очень тонко нужно делать, чтобы не перегрузить. Люди хотят просто воспринять куклу, поэтому нужна филигранная работа актёра, его умение уйти в тень, чтобы кукла была первичной.

За долгие годы существования вашего театра многое изменилось: и театральные приёмы, и сам театр, и конечно, зритель. Скажите, в своей работе Республиканский театр кукол идёт от зрителя, или сам театр формирует зрителя?

В каждом городе зритель формируется свой зритель. И воспитывается он местными театрами. Это особенно заметно на гастролях.

Можно ли утверждать, что Йошкар-Ола - город театралов?

Конечно! У нас 6 театров и Филармония. Наши дети очень восприимчивы. И спектакли Тольяттинского театра кукол были очень тепло приняты нашим зрителем: и “Путешествие Голубой стрелы”, и “Репка”, и “Яйцо золотое и счастье простое”.

Как изменились дети за годы работы театра: что хотели видеть дети 70 лет назад и что хотят видеть современные дети?

Во-первых, классика всегда останется классикой, и она всегда будет востребована зрителем в любое время. А если касаться интермедий, то в спектаклях дети хотят видеть то, что они видят по телевизору.

Смешарики, Леди Баг, Фиксики?

Да, и не только они. Но это касается каких-то интермедий перед спектаклем, анимаций - самих спектаклей это не касается. Мы проводим перед спектаклем мастер-классы, развлекательные программы, буквально, на 30 минут.

А дети не пересиживают эти 30 минут перед спектаклем, не утомляются?

Нет, дети бывают очень увлечены. Кто-то делает поделки, кто-то что-то раскрашивает, кто-то куколку мастерит, а кто-то показывает теневой театр. Мы, как правило, делаем несколько зон, чтобы дети не мешали друг другу.

Вы организуете эти мастер-классы своими усилиями или приглашаете кого-то со стороны?

Мы своими силами проводим, привлекаем наши цеха, наших художников.

Собираете ли вы обратную связь со зрителем и как?

Обязательно! Раньше мы проводили анкетирование сразу после спектакля. Сейчас всё гораздо проще, мы проводим он-лайн тестирование, в основном, во ВКонтакте. Еще мы используем рассылку.  Например, перед гастролями Тольяттинского театра кукол мы сделали рассылку нашим подписчикам, и она прекрасно сработала.

Константин Николаевич, расскажите, как принимали Тольяттинский театр кукол в Йошкар-Оле?

Принимали с теплом и большой благодарностью. Ваш театр принимали с аншлагами. И после спектакля наши зрители просили приглашать Тольяттинский театр кукол снова.

Наш тольяттинский театр кукол начал ставить взрослые спектакли сравнительно недавно. Премьера спектакля “Марьино поле” прошла в 2012 году.  А в вашем театре 7 спектаклей для взрослых, и ставить взрослые спектакли в вашем театре начали давно. В 2006 году вышел самый первый спектакль, потом в 2007, в 2011. Почему вы приняли это решение, делать постановки для взрослых?

Взрослые спектакли довольно востребованы у зрителя. На кукольные спектакли у нас взрослые идут охотно, им тоже хочется почувствовать себя детьми. И потом наш творец, Татьяна Батракова, делает очень качественные спектакли.

Какие цели вы преследуете, предлагая зрителю спектакли для взрослых? Вы таким образом пытаетесь занять свободную нишу, или же несёте что-то особенное своему зрителю через куклу?

Формат спектакля для взрослого отличается от детских спектаклей. Наши спектакли для взрослых более мистические, нежели детские. В эти спектакли закладывается свой, более глубокий смысл.

Ходят ли на взрослые постановки школьники или старшие школьники?

Школьники ходят охотно. Еще охотнее идут студенты.

Константин Николаевич, 5 декабря у вас прошла премьера ещё одного спектакля для взрослых “Ночной караул”. Расскажите, что это за постановка, и откуда пришла идея создания такого почти фольклорного спектакля?

Идея спектакля такая: молодой человек приходит в свой старый дом в заброшенной деревне. Здесь он вспоминает своё детство. Здесь же он  встречает ночных сторожей, которые некогда охраняли эту деревню от пожара. Дело в том, что в марийских деревнях была такая традиция - в некоторых до сих пор есть - от дома к дому передавать ночное дежурство. То есть, пока вся деревня спит, дозорные охраняют. И этот мальчик вспоминает старую свою жизнь.

В прессе пишут, что эта история основана на реальных воспоминаниях главного режиссёра вашего театра. Это так?

Пьеса "Ночной караул" написана Денисом Осокиным действительно по воспоминаниям нашего режиссера Алексея Ямаева.

Константин, скажите, а костюмы, в которых актёры играют этот спектакль, являются художественным вымыслом, или же они созданы по реальным образцам?

В костюмах, конечно, же присутствует марийский колорит, но в основном, это вымысел: вязаные маски, половики, накидки.



Как зритель реагировал на премьеру?

Конечно, больше всего этот спектакль тронул взрослого зрителя. Ведь там всё опирается на воспоминания той, прошлой жизни, с которой знаком почти каждый взрослый человек. Некоторые люди говорили, что как только увидели трёхколёсный велосипед на сцене, так сердце ёкало. Оказывается, они в детстве катались именно на таком велосипеде.

То есть вы специально для спектакля искали эти предметы из прошлого?

Да, мы их собирали по всей республике: ездили по деревням, по ломбардам, по блошиным рынкам.

Сколько времени у вас ушло на подготовку спектакля “Ночной караул”?

Задумка пришла где-то в феврале, а премьера была уже в декабре.

Как часто вы своим зрителям показываете взрослые спектакли?

3-4 раза в месяц показываем. То есть, примерно, раз в неделю зрители точно приходят на взрослые спектакли в наш театр. У нас в репертуаре стоят детские спектакли и ниже спектакли для взрослых.

Как вы считаете, за взрослыми спектаклями в театре кукол будущее, или же кукольный театр должен оставаться детским, максимум, подростковым?
Театр кукол должен оставаться детским, чтобы не было перекоса. Пусть детские театры качественно ставят свои постановки, не перетягивая взрослого зрителя.

Но, с другой стороны, взрослый зритель хочет увидеть взрослую постановку в куклах. Как быть? Например, то же Марьино поле в куклах куда более острее и проникновенней, чем в драме.

Вот именно в этом мы делаем подножку большому театру. А Большой театр делает подножку нам, ставя детские спектакли. Режиссеры кукольных театров так должны ставить спектакли, чтобы было интересно и детям, и взрослым: для детей пусть это будет своя, детская истина, а для взрослых в этом же спектакле должна быть своя более глубокая- взрослая истина. Тогда приходить в детский театр будет интересно и детям и взрослым.

Что вашему театру дала программа “Большие гастроли”?

Для актёров важно перемещение, смена обстановки. Немаловажно и общение как с другими зрителями, так и с артистами других театров. Это и обмен опытом, и новые впечатления.



Вы привезли в Тольятти 3 спектакля: “Бамбуковый остров”, “Как Лиса Медведя обманывала” и “Бармалей”. Что это за спектакли, для какого они возраста?

Бамбуковый остов - спектакль больше для школьников, Как Лиса Медведя обманывала - постановка для малышей, очень легкий и весёлый. А Бармалей - спектакль кассовый, это спектакль для всех детей и он всегда востребован.


Что дали детям эти три спектакля?

Бамбуковый остров - спектакль о дружбе, взаимовежливости. Как Лиса Медведя обманывала - научит, как дарить подарки на день рождения. Бармалей - это классический спектакль, который учит детей слушаться взрослых. И вообще, стоит ходить на гастрольные показы, чтобы увидеть что-то новое: новые постановки, новые прочтения.



Как на ваш взгляд, что дают детские театры детям?

Поход в театр - это хороший повод ребенку побыть со своими родителями. К слову, я сейчас наблюдаю тенденцию: папы стали ходить с детьми на спектакли больше, чем мамы. Мамы часто торопятся после спектакля, с папами другая история. Они обстоятельно разговаривают с сыновьями и дочерьми, посидят в театральном кафе, обсудят спектакль. Очень интересно наблюдать за этой тенденцией.  

Расскажите, как вам тольяттинский зритель?

Публика принимает нас отлично, с аншлагами. В первый день гастролей были организованные группы школьников.

Константин, скажите, наши тольяттинские дети театральны?

Однозначно, театральны! Они воспитаны, внимательно смотрят спектакль. Видно, что зритель приучен к культуре поведения в театре.

Такой, друзья, интересный разговор состоялся у нас с марийскими гостями. И вот вам для справки и для раздумий: население Тольятти - 710 тысяч человек, население Йошкар-Олы - 350 тысяч, всей республики  Марий-Эл - 650 тысяч. В Марий-Эл 6 театров и одна Филармония. А у нас? 

Зритель Йошкар-Олы делает аншлаги в театре кукол на взрослых постановках. А в нашем городе не каждый тольяттинец знает, что в театре кукол уже есть несколько постановок для взрослых. Конечно, их не так много, как в Йошкар-Оле, но они есть.

Хотите, чтобы ваши дети были эстетически развитыми? Чтобы дети умели понимать искусство, любили ходить в театры и музеи? Ходите сами. Воспитывайте детей личным примером.


© Беседовала Марина Лаптева-Бекаева