Главное, вовремя услышать: “Люди, они, как звёзды, такие же разные”

Главное, вовремя услышать: “Люди, они, как звёзды, такие же разные”

Главное, вовремя услышать: “Люди, они, как звёзды, такие же разные” 20.12.2018


“Можно сколь угодно долго рассуждать о готовности детей воспринимать реалии жизни. Можно даже до 9 класса не давать ребенку ничего тяжелее Незнайки, хотя, при известном упорстве, и там можно найти то, до чего ребёнку ещё расти и расти. Действительно, зачем нежное дитяткино сердечко сотрясать сопереживаниями, отчаянием и жестокими реалиями. Жизнь, она же - боль,- даст кровинушке пинка ещё ни раз. А уж матушка пусть расстарается и защитит дитятю от стрел неприятеля.”

Так говорит материнское сердце. Любящее безусловно и навсегда. А что скажет материнский разум? Холодный, смотрящий на сто шагов вглубь, хоть иногда, но стратегически мыслящий.  

Да, господа, такой сегодня непростой разговор в рубрике “Проверено редакцией”. И повод подходящий - премьера спектакля в Тольяттинском театре кукол “Чудо моё особенное”. Этот спектакль поставлен режиссёром Яниной Дрейлих по пьесе драматурга Александра Игнашова. В основу пьесы лёг сюжет повести Владимира Железникова “Чучело”. Да-да, это та самая повесть по которой Ролан Быков снял свой знаменитый фильм с Кристиной Орбакайте в главной роли.

Друзья, давайте примем за аксиому одно обстоятельство: книга и фильм по книге - это две разные вещи, а уж фильм по книге и спектакль по книге - тем более. Отбросьте все ваши эмоции и чувства от прочитанных книг и просмотренного фильма - “Чудо моё особенное” несёт в себе другой посыл. Ну вот, когда все векторы наведены, можно и о спектакле рассказать.

Этот спектакль уникален многим. Первое, с чем сталкивается зритель: зрительские места расположены на сцене. Да, вот так. Прямо во святая святых театра - на сцене. И у тебя сразу же меняется восприятие происходящего, такой выход из зоны комфорта. Зритель не просто наблюдает со стороны, он напрямую участвует. Ведь всё близко.

Как книга перед нами раскрывалась жизнь каждой семьи. Мы страничками перелистывали слова одноклассников Даши, главной героини спектакля, и мы находили причину: почему дети ведут себя так, почему они говорят именно эти слова.

И мы, сидя на сцене перед куклами, понимаем: почему дети не всегда могут принять того, кто не такой как они.

И мы понимаем: почему легче держаться вороньей стаей и налетать на добычу сообща и с громким гиканьем.

И мы, в очередной раз, чувствуем: как это не просто шагать против мейнстрима, как сложно устоять и не присоединиться к травле. Ведь кажется, что так легче, так тебя не тронут. Кажется, что пока гонишь ты не погонят тебя… Такое развитие событий свойственно ведь не только детским коллективам, не так ли?

И мы осознаём: как важно вовремя сказать стае: “Хватит! Так нельзя!”

И собственной кожей мы ощущаем: где корень зла детской жестокости. А вот тут, друзья, не грех и вздрогнуть. Потому что виноваты в детской жестокости мы, родители.  

12+. Этот спектакль ориентирован, в первую очередь, на подростков. Но это только на первый взгляд. “Чудо моё особенное” - спектакль многослойный. Янина Дрейлих так хитро сплела кружево спектакля, что дети там увидят своё, а родители - своё.

Чтобы быть услышанным, с собеседником нужно разговаривать на его языке. Александр Игнашов великолепно справился с этой задачей. Бич современности - клиповое мышление - перемежается с интернет-сленгом подростков. Очень тонко показана жизнь в семьях героев и способы общения родителей с детьми. Здесь нет неважных мелочей. Даже орфография и пунктуация в сообщениях чата вам расскажет о многом.

Обесценивание подростками основ жизни здесь соседствует с детской же потребностью быть принятыми, в первую очередь, своими собственными родителями. А жестокость здесь не более, чем способ “взять свою часть любви”, как бы это странно ни звучало.

Этот спектакль необходимо показывать подросткам, чтобы они учились сопереживать, понимать чувства другого человека. Чтобы их желание самоутвердиться реализовывалось не через унижение другого, а через способность протянуть руку. Главное, вовремя услышать: “Люди, они, как звёзды, такие же разные”.

Что вам теперь говорит материнский разум? Стоит ребёнку рассказывать о сопереживании, о чувствах другого? Да просто сказать, что люди, они как звёзды, все разные?

После спектакля Янина Владимировна попросила сказать артистам пару слов о своих впечатлениях. Тогда я сказать не смогла, говорю артистам сейчас: “К концу спектакля у меня появилось желание бежать в детский сад и забирать своих детей домой. А вечер провести не за недописанными статьями, не за компьютерными играми и мультиками. Захотелось прижать своих детей к себе и не отпускать. Порисовать с ними, почитать, построить железные дороги и катать поезда, строить замки из кубиков. Вот к этому вы подтолкнули своим спектаклем”.

Более того, мне кажется, что стоит делать показы спектакля “Чудо моё особенное” только для взрослых, а потом устраивать беседу и обсуждение увиденного. Сейчас есть модное слово: буллинг - по-русски: травля. И есть у меня подозрение, что ни один родитель не хотел бы, чтобы его ребёнок был хоть как-то причастен ни к роли гонителя, ни к роли жертвы. Болезненная тема, но об этом нужно говорить и это нужно обсуждать.

Неужели всё ещё есть тольяттинцы, которые считают, что в Тольяттинском театре кукол нет спектаклей для взрослых?    


©Проверила на себе Марина Лаптева-Бекаева

Хотите знать, какие ещё спектакли для взрослых есть в Тольяттинском театре кукол? Мы побывали на спектакле "Марьино поле".