Алексей Козлов: "Кванториум говорит детям: «Нет рамок. Делай так, как считаешь нужным»

Алексей Козлов: "Кванториум говорит детям: «Нет рамок. Делай так, как считаешь нужным»


Алексей Козлов: "Кванториум говорит детям: «Нет рамок. Делай так, как считаешь нужным» 16.11.2018


Когда я впервые услышала о тольяттинском Кванториуме, первые мои ассоциации были с советским Домом пионеров и Станцией юного техника... Я даже не представляла себе, насколько я ошибалась! Переступив порог Кванториума, у меня было ощущение, что я нахожусь в параллельной реальности. А точнее, в будущем. 

Кванториум открылся в Тольятти совсем недавно. Но за это короткое время он успел завоевать несколько сотен сердец мальчишек и девчонок. Может секрет в нескончаемых наборах Лего, которые есть в Кванториуме? А может 3Д-принтер и измеритель скорости воздушного потока так влекут детей? Пожалуй, и то, и другое, и третье. Но есть ещё кое-что очень важное. То, о чём мы, взрослые, порой забываем. 

Друзья, это уникальная для нашего города, да и для России, модель дополнительного образования. Это уникальная научная среда для детей и возможности на грани фантастики. Это уникальные педагоги и образовательные программы.

Мы уже познакомились с методистом тольяттинского Кванториума Еленой Владимировной Киреевой. А сегодня руководитель Тольяттинского филиала "Кванториум 63-Регион" Козлов Алексей Валентинович поделится секретами тольяттинского Кванториума и приоткроет дверь в таинственное закулисье этой научной среды для детей. 

 

Алексей Валентинович, ходят слухи, что у вас в Кванториуме какие-то фантастические запасы  конструктора Лего. Что может предложить ребятам Кванториум в плане работы с Лего?

- Слухи правдивы). Должен сказать, что касается робототехники, в Кванториуме даже взрослым детям есть чем заняться. Все знают, что набор Лего стоит дорого. Родители могут купить, в среднем, два-три набора. Конечно, ребенок очень быстро вырабатывает ресурс этих наборов, и ему становится просто неинтересно. Когда мы получали Лего на склад, то были в приятном удивлении от того количества и полей, и наборов, которые будут у нас. В тольяттинском Кванториуме есть даже поле для водоплавающих роботов. Должен сказать, что касается робототехники, в Кванториуме даже взрослым детям есть чем заняться.


Вы работаете, используя только готовые наборы?

- У нас есть оборудование, чтобы обучить детей по всем направлениям: с азов и до серьёзных результатов. На данный момент мы используем 15% от того, что у нас есть – поскольку прошлый год был вводным модулем. Позже начнётся самое интересное - когда дети начнут конструировать что-то своё, а не брать со склада готовое. Но прежде чем создавать что-то, детям нужно научиться. Ведь никто из нас не начал сразу писать. Сначала мы все рисовали крючки, соединения и только потом переходили к письму. Всему своё время.

Смотрите, сейчас мы на базовом уровне - условно, здесь готовые наборы, то есть то, что кто-то придумал для нас. А следующий этап – это просто датчики и детали, из которых мы создаем робота. А если деталей не хватает, то мы их выращиваем сами. А уже после этого, мы приходим к этапу, на котором некоторые конструктивные элементы сами проектируем и делаем, оснащаем датчиками и всем необходимым.


Неужели есть дети, которые хотят делать всё и сразу? Или родители требуют с первого дня фантастических результатов?

- У некоторых родителей, конечно, есть некие ожидания: «Ну мы же в Кванториум водим!» Родители должны чётко понимать, что у педагогов есть своя программа, в соответствии с которой они и ведут занятия. Ни больше, ни меньше.

Работая над проектом в команде, ребята не будут конкурировать?

- Нет, ведь в команде у всех свои роли. Не нужно, чтобы в команде было пять гениальных конструкторов. Пусть будет один. Зато другой будет гениальным сборщиком, который сможет спокойно без нервов и аккуратно всё собрать.

Наверное, вы собираете всех одарённых детей города?

- Искать одарённых детей не так-то просто. Ведь школы этих детей легко не отдадут.

Набором детей занимается Департамент образования?

- В прошлом году, да, детей набирал Департамент образования. В этом году всё иначе: достаточно было просто написать заявление.

То есть, нет никаких вступительных испытаний, конкурсов? Какая численность учащихся на 2018-2019 год?

- У нас на этот учебный год установлена численность учащихся - 800 человек. Да, никакого конкурса - просто подача заявления. Наличие конкурса - дело десятое. Главное, чтобы родители четко понимали: что здесь и как. Чтобы родители не тешили свои какие-то иллюзии. Нужно дать себе ответ на один вопрос: зачем я веду своего ребенка в Кванториум. Так будет проще, в первую очередь, детям.

Вы сказали, что в этом году набрали 800 учащихся. А если было бы больше желающих?

- Во-первых, не всегда, все, кто подают заявления в июне, приходят в сентябре. Вполне возможен добор детей и осенью. Во-вторых, мы не можем допустить, чтобы у нас было детей больше или меньше заявленных квот. Сказали: набрать восемьсот детей, значит должно быть восемьсот детей. Государство платит именно за 800 человек, мы не можем взять 801.

А если учиться в Кванториуме на платной основе? Это возможно?

- У нас нет коммерческих групп - только бюджетные. Но дело не только в этом. Здесь нужно учитывать и учебный процесс. Мы должны давать знания качественно, с учетом тех пособий и помещений, которыми мы располагаем. Если для качественного обучения необходимо только 12 человек в группе, значит будет 12, а не 13.


Мы попросили Алексея Валентиновича показать нам святая святых - учебные помещения с оборудованием. Не погрешу против истины, если скажу, что мы были в приятном удивлении. Такое оборудование встречается не в каждой лаборатории. Впрочем, Алексей Валентинович только подтвердил наши догадки.


Что такое Наноквант?

- Наноквант – наша жемчужина. В нашей стране они мало где есть - Тольятти приятное исключение. Так уж исторически сложилось, что в нашем городе есть «Сибур» и ему подобные компании. Мы проводим совместные работы, что интересно и им, и нам.

В каком формате вы работаете?

- Например, мы делали совместные олимпиады.

Расскажите, пожалуйста, какое оборудование есть у вас в Нанокванте.

- Конечно, есть микроскоп, причем, ни один. К этим микроскопам можно подключать фотоаппарат и фиксировать то, что видим. Снимки мы используем дальше в работе. Например, есть микроскоп инвертный. А вот это спектрофотонометр. Он позволяет изучить поверхность на некую наноглубину. Например, изучить явление коррозии на разных металлах. Или его можно использовать в криминалистике. Чтобы не только сказать: что там есть, - но и в каких количествах. Например, сколько молока в молоке. К слову, согласно документации, этот микроскоп можно использовать в криминалистике. Есть у нас и измеритель скорости потока воздушного или водяного, и генератор водорода, и всякие штуки для мобильных приложений. 



Это помещение похоже на творческое пространство.

- Вы правы. Здесь и занимаются наши дизайнеры: проходят занятия по композиции, изучение пропорций. 


Алексей Валентинович, говорят, что в Кванториуме есть 3Д-принтер.

- Правду говорят. Есть 3Д-принтер, который печатает порошком. На выходе мы получаем с высокоточное, практически, керамическое изделие. У нас есть один педагог, он еще и ВУЗе преподаёт, так вот, когда он увидел всё это оборудование, то долго не мог поверить: «Подождите, у нас в ВУЗе вот это одно, у вас - пять, в ВУЗе у нас есть вот эта штука, но нам её не дают, а тут я могу свободно работать». Это к вопросу об оснащении Кванториума.

А здесь, наверняка, юные любители авто занимаются?

- Да, здесь Автоквантум. У нас есть макет настоящего автомобиля. Когда-то, в прошлой жизни, это был Фольксваген. От него отрезали всё лишнее, обнажили автомобильную суть, и теперь понятно: какой механизм как работает.


Есть ли в Кванториуме место для тренировок перед соревнованиями по робототехнике? Как это выглядит?

- Да, конечно, у нас есть поля. Смотрите, в соревнованиях есть такая дисциплина – доставка продуктов. И, проходя по трассе, робот должен выполнять определённые задания. Всё это делается на время. Да, можно сделать быстро, но робот может промахиваться. Поэтому нужно всё-всё учитывать, прописывать, рассчитывать.


Алексей Валентинович, есть ли в Кванториуме что-то кроме 3Д-принтера, что может материализовать самые смелые идеи юных кванторианцев?

- Конечно, в нашей «хай-тек мастерской» должны и будут реализовываться проекты детей. Безусловно, дети без взрослых не имеют доступа к станкам. Процесс производства проводит специально обученный человек.

Чем богата «хай-тек мастерская» Кванториума?

- Например, у нас есть разные лазеры. Мы уже имеем проекты, которые мы можем реализовать и на лазере, и на 3Д-фрезере. Можно же вырезать руками, а можно загнать программу в компьютер и многократно увеличивать производительность, причем, меняя масштаб.


Алексей Валентинович, в вашей мастерской довольно серьёзные станки и оборудование. Как ещё Кванториум использует эти мощности, помимо реализации детских проектов.

- Есть у меня инициатива - клуб моделистов-наставников. Дети по выходным приходят ко мне со своими родителями и занимаются моделированием.

У Вас есть какая-то программа занятий?

- Нет никакой программы занятий, это просто клуб. Приходят: папа, мама и ребенок или папа с детьми. Например, пришел папа с ребенком, и хотят они сделать модель лодки. Да, папа что-то может делать руками, но вот модель эту папа будет делать впервые. А папе, между прочим, тоже важно утвердиться в глазах ребенка, важно показать, своему сыну, что отец тоже что-то может. На этих занятиях в клубе у детей и у родителей появляется общая цель. Семьи приходят сюда и делают одно общее дело. Понимаете? Это очень сплачивает семью.

 

У вас в Кванториуме есть свои разработки моделей?

- Конечно, мы хотим делать своё. Потому что у нас есть возможности, у нас есть мощности и оборудование, на котором это можно делать. Но, пока мы разбираем и копируем то, что придумали другие. Но у нас уже есть проект в задумке: хотим сделать колибри из фанеры так, чтобы посредством шестерёнок колибри могла поднимать и махать крылышками. Да, это уже придумали до нас, но на настоящем этапе мы хотим это реализовать. Мы всё же стремимся к тому, что всё, от начала до конца, будем продумывать и делать сами.

Как вы считаете, что дают детям эти занятия?

- Нужно уметь работать руками. У нас все идут в экономисты и юристы. А вы посмотрите на Китай – всё, что хочешь делают и на любой бюджет. У нас много взрослых, которые хотят, чтобы их дети умели работать руками. Родители сами приходят сюда - их никто не гонит – и приводят своих детей. Тем более, что никаких денег платить не надо – занятия в Кванториуме бесплатные. Родители и дети делают здесь общее дело вместе. В таких семьях не будет разрыва между родителями и детьми. Это очень важно.


Занятия в клубе как-то связаны с обучением в Кванториуме?

- Нет, клуб идёт параллельно с обучением в Кванториуме. Главное, чтобы у родителей и детей было желание что-то делать вместе и получать результат. А в нашем условно благополучном городе всё иначе: дети предоставлены сами себе, родители - сами себе.

В моё детство были клубы юных техников, а теперь, благодаря Марине Раковой, это все начало возрождаться. Конечно, на новом уровне и с другой поддержкой, но всё же возрождается. На мой взгляд, очень важно и участие взрослых. Я наблюдаю за детьми с папами и понимаю, что они здесь, будто душой отдыхают. Это очень отрадно.

А потом они приходят домой и обсуждают. Дома ведутся разговоры и строятся планы на новую совместную работу. Сами понимаете, на плохое время уже не остаётся.

Чем необычен Кванториум?

- Иногда к нам приходят руководители огромных фирм-производств с каким-нибудь маленьким вопросом, который никак не решается. За ответом приходят к нам. Почему? Потому что мы, взрослые, живем в рамках и ограничениях. Кванториум же говорит детям: «Нет рамок, делай как считаешь нужным» - и приходит решение. Пусть, на первый взгляд, смешное, но с рациональным зерном.



Не лишайте своих юных технарей возможности окунуться в научно-творческую среду с головой. Дайте возможность и детям-гуманитариям попробовать на вкус кванторианский воздух. А вдруг промышленный дизайн так увлечёт вашего ребёнка, что он создаст принципиально новый концепт небывалой вещи? 

Ведь нет рамок. Есть только: задача, бесконечный творческий потенциал и пытливый ум восьмисот юных изобретателей. Представляете, какие умы могут вырасти из кванторианцев?   


© Беседовала Марина Лаптева-Бекаева