Елена Киреева о возможностях Кванториума

Елена Киреева о возможностях Кванториума


Елена Киреева о возможностях Кванториума 29.07.2018


Когда я впервые услышала о тольяттинском Кванториуме, первые мои ассоциации были с советским Домом пионеров и Станцией юного техника... Я даже не представляла себе, насколько я ошибалась! Переступив порог Кванториума, у меня было ощущение, что я нахожусь в параллельной реальности. А точнее, в будущем. 

Дальше... Дальше редакция "Детского городка" познакомилась с сотрудниками Кванториума. И знаете, дорогие мои читатели, я давно не встречала людей в образовании, которые так горели бы своей идеей: научить ребёнка новому. В ходе разговора, для меня стало ясно, насколько повезло тольяттинским детям, что в нашем городе есть такое место - Кванториум.

Это уникальная для нашего города, да и для России, модель дополнительного образования. Это уникальная научная среда для детей и возможности на грани фантастики. Это уникальные педагоги и образовательные программы. Сегодня Елена Владимировна Киреева, методист Тольяттинского филиала Кванториум 63-регион, прольёт свет на устройство Кванториума, на порядок обучения в нём. И, наверняка, поделится планами на будущее. 


Елена, расскажите, откуда пришла идея создания Кванториума?

Идея проекта принадлежит Марине Раковой. Она собрала команду и под эгидой Агентства Стратегических Инициатив решила создать новую модель дополнительного образования. 


Чем уникальна модель Кванториумов?

Кванториумы построены так, что единый центр находится в Москве - Роскванториум. В Самарской области два филиала: в Самаре и в Тольятти. Роскванториум выделяет целевые деньги под оборудование, учебные пособия, обучение педагогов Кванториумов. Однако, часть обязательств берет на себя местное управление. Там назначается куратор и в определенной форме отчитывается перед Роскванториумом.


Получается что: оборудование купили, пособия завезли, педагогов обучили – и всё, дальше на местах Кванториумы работают сами?

Нет, «пуповину» не режут и после обучения. У каждого педагога Кванториума есть федеральный тьютор, с которым еженедельно проходят вебинары. И если в школах методисты и завучи – это гуру, которые диктуют: как и что писать в программах, - то в Кванториумах всё не так. Если мне, методисту Кванториума, наш преподаватель говорит, что федеральный тьютор рекомендует писать программу иначе, то я не могу настаивать. Москва постоянно держит руку на пульсе и не бросает нас один на один со своими проблемами.


Федеральные тьюторы в Кванториумах, кто они?

Федеральным тьютором может стать любой педагог. В Кванториумах есть специальная система рейтингов. Дважды в год федеральные тьюторы выдвигают лучших педагогов, которые проявили себя за это время. Все наработанные нами материалы мы ежемесячно отправляем на экспертизу в Москву. Ведь мы не просто принимаем у себя ребят разных возрастов. Мы должны заявлять о себе и показать себя образовательным учреждениям, участвовать и инициировать всевозможные мероприятия. То есть на арене города мы должны быть заметны.


Вам спускаются сверху планы этих мероприятий?

Работа с органами управления города – это только наша задача, то есть это отдано на откуп нам. Не смотря на то, что мы открылись только в декабре 2017 года, я уверена, что мы будем успешно вплетены в ткань дополнительного образования Тольятти и будем заметны в городе. У нас есть и ресурсы, и люди, и опыт, понимание, так что на арене города мы покажем свои проекты.


Под «проектами» что вы имеете в виду?

К сожалению, сейчас в нашем образовании проектная деятельность сводится к выпуску стенгазеты, формированию агитбригады и так далее. В школе это сейчас так. Хотя и предмет «Основы проектной деятельности» обязателен, но трактуют его в каждой школе по-своему. А вот в Кванториумах есть четкое понятие, что такое проектная работа, что такое лабораторная работа. Поэтому у нас в основе только проектная работа. Не лекции.

DSC_0010.JPG

Аудитория Нано-квантума



А если у ребёнка есть недостаток теории по тому или иному вопросу?

Если есть теория, которую нам нужно «прогнать», тогда либо ребенок ищет информацию сам, либо мы ищем внешнего спикера – узкого специалиста, либо эту информацию ребёнок берет из дистанционных курсов.


Эти дистанционные курсы создаются в Кванториумах же?

Да, мы сами пишем эти курсы. Но это все узкая направленность, не для всех.


Для ребят вебинары проходят, также как и для педагогов Кванториумов?

Вебинары для детей – это пока будущее. Мы, Самара и Тольятти, сейчас находимся на этапе вводного модуля. На этом этапе такие «примочки» пока не особо востребованы.


Что такое «вводный модуль»? Для чего он нужен?

Вводный модуль решает две конкретные задачи: дети должны за время вводного модуля понять на каком оборудовании они будут работать, познакомиться с программным обеспечением и попробовать себя в командной деятельности. Вводный модуль – это не совсем проект. Да, используются проектные технологии, но вводный модуль – это «кейс». Кейс – это реальная задача, которую надо решить, но в итоге не обязательно получать продукт. Здесь используются те же групповые методы, те же подходы. Бывает и продуктовое окончание, но чаще всего, в результате получаем прототип, или чертеж, или какое-то знание. То есть пока мы на уровне кейса.


Вводный модуль обязателен для всех детей, которые приходят?

Да, обязателен.


А с чем это связано? По окончании вводного модуля дети должны сравняться по уровню знаний и навыков?

Нет. Во-первых, каждый ребенок должен хорошо понимать, что он умеет. К нам ходят разновозрастные дети, и они не сравняются в навыках и знаниях. Во-вторых, базовый уровень – это сито. Мы не будем скрывать, что понесли потери в численности. Например, записывая третьеклассника на IT-квантум, родители искренне считают, что через полгода ребенок начнёт программировать. Мы же для малышей предлагаем интересную игровую среду-Skratch, который, по сути, является курсом-подготовкой перед курсом программирования.   


А что будет после вводного модуля?

Потом идёт второй уровень – базовый. Но на базовом уровне тоже не настоящие проекты, потому что их инициирует педагог. То есть, в идеале, дети должны сами инициировать проекты, тогда они будут по-настоящему детскими. А на базовом уровне проекты инициируют взрослые.


Вы сказали, что у Кванториума есть четкое понятие о проектной работе. Какое оно?

Да, у Кванториума есть свои подходы к проектной деятельности. И они это называют: задачи первого уровня ограничения, второго и третьего. Сейчас объясню. Например, первый уровень ограничений – это поиск информации по заданной теме. Если мы не учим детей поиску информации, не учим работе с поисковыми запросами, если мы не учим детей критически оценивать информацию из интернета и не сверять её с печатными источниками, вообще, не учим работать в библиотеке, с картотеками, то ни о какой проектной и научно-исследовательской работе не может быть и речи.

Мы должны научить ребенка грамотно оформлять презентации. И не просто рассказать и бросить, как кутенка. Мы должны расставить точки контроля, чтобы дети не делали так, как до сих пор оформляют презентации многие взрослые: с обилием ненужных картинок и анимации, ярким фоном, ничего не значащих отметок. А в школах это повсеместно.

Это тоже могут быть маленькие проектные задания, которые потом ребенок будет защищать. Да, это могут быть проекты, в которых будет и продукт, и понимание, но это все первый уровень. Потом педагог может на 3D-принтере вырастить маленькую модель продукта. Пусть маленькую, не в натуральную величину. И это все базовый модуль, где задача педагога вручить детям инструменты, научить детей придумывать проекты самостоятельно. Задача педагога: научить понимать, какая идея стоящая, какая - нет.


DSC_0033.JPG

Елена Киреева и руководитель Тольяттинского Кванториума Алексей Козлов 


Вы рассказали о двух модулях: вводном и базовом. А что дальше?

Третий модуль – это тот, на котором обучающей программы не существует, и педагог становится наставником. Мы устраиваем ярмарку проектных идей и приглашаем на неё экспертов разных направлений, а дети представляют свои идеи. И если эксперт говорит: «Да, это жизнеспособная идея. Ей кто-то заинтересуется, её кто-то купит», - то ребёнок набирает проектную группу. После обучения на двух первых модулях ребёнок уже будет знать, какие специалисты ему нужны в группу для претворения идеи в жизнь. И такие проекты могут переживать разные стадии, у проекта могут меняться участники группы. А могут быть и короткие проекты. Мы делаем подобные ярмарки каждые полгода. Мы, взрослые люди, и прекрасно понимаем, что не все дети смогут сделать собственный проект. Поэтому очень важно то, что дети учатся жить и работать в этом пространстве, то, что дети растут как специалисты и становятся востребованными и в чужих проектах.


Скажите, каким образом происходит отсев? Говорит ли педагог ребёнку или родителям, что дальше не имеет смысла продолжать обучение? Или обучаться могут все, независимо от успехов?

В этом году заканчивается вводный модуль, и он закончится тем, что дети покажут родителям какой-то один кейс, который посчитают наиболее удачным. Расскажут, как они его решили, и что из этого получилось. То есть, закончится модуль некоей презентационной частью. А будут дети, которые решат перейти на вводный модуль другого направления, то есть с самого начала, потому что в каждом направлении своё обучение. А те дети, которые останутся на своих направлениях, пойдут дальше на Базовый модуль.


То есть дети сами решают оставаться им, уходить, или переводиться?

Переводятся на базовый модуль, практически, все. А вот после Базового модуля, если дети физически не попадают в команду, если дети не востребованы, мы им не говорим: «С вами всё». Эти дети ждут следующей ярмарки. Это такая конкурентная среда, в которой ребёнок учится жить.


Получается, что в течение короткого времени подготовительного модуля ребенок должен выжать из себя максимум, чтобы увидели его потенциал, чтобы его заметили?

Это вы, как взрослый человек, понимаете. Дети видят ситуацию немного иначе.


А вы как-то психологически готовите детей, что, мол, ребята, время «Ч»? Или дети просто живут в этой атмосфере творчества, просто работают, придумывают?

Скорее всего, пока так и есть. Они просто живут в этой атмосфере.


Есть ли какие-то льготы у ваших воспитанников при поступлении в ВУЗы?

У нас с ТГУ есть договорённости, что детей, которые успешно занимаются в Кванториуме, успешно участвуют в проектах, получают награды, они будут отмечать и добавлять балл-два к ЕГЭ при поступлении. Согласитесь, что порой и балл бывает решающим.


А много и девочек у вас занимается?

Да. Девочки есть во всех квантумах. И даже в «авто».


Со скольки лет принимаете в Кванториум?

Идеально с 7-го, но мы принимаем с пятого класса. У Роскванториума есть несколько обязательных мероприятий. Это, например, Олимпиада, это Юниквант и прочее. Это, так называемая, проектная смена. И мы обязаны в этом участвовать. Сейчас у нас больше детей с начальной школы. А это говорит о том, что мы никогда не сможем участвовать в этих мероприятиях. Мы и себя лишаем этой возможности, и детей. Но у нас есть еще одна задумка.


Что-то можете предложить для маленьких детей?

Да, мы хотим создать что-то типа школы для маленьких. И название свяжем с именем Да Винчи.


Почему Да Винчи?

Потому что сам Да Винчи был очень разносторонним человеком. И мы хотим сделать эту школу полинаправленной. То есть ребята будут набираться не на одну робототехнику. Это будет, скорее всего, и ТРИЗ, и командообразование, и робототехника, и промдизайн.


А откуда пришла идея создать такую школу?

Вы знаете, когда дети только приходят на занятия, наши высококвалифицированные дизайнеры, имеющие инженерное образование, приходят в изумление от того, что дети в начальной школе не умеют резать простые полосочки из бумаги, клеить. И приходится объяснять на уровне школьных уроков рисования. Какая тут основа композиции? А теперь получается что? Конфликт интересов. Мы родителям обещали одно, а получилось, что у детей и навыков-то простых нет. А нужно объёмное видение, которое тоже просто так не появляется. Над этим нужно работать и развивать.


А как вы планируете работу вашей школы для маленьких?

Мы хотим, чтобы это были мета-темы. Например, сентябрь и октябрь – это полёты в космос. Ноябрь и декабрь – это все субстанции воды. И роботы, и айтишники, и промодизайнеры, и ТРИЗовцы будут на эту мета-тему работать. А в конце будет какой-то продукт. Именно так мы планируем работать с маленькими детьми. Совсем с ними расставаться не хочется. Ведь они пока дойдут до пятого класса, они уже будут нашими, и четко будут понимать: куда они идут и зачем.


Почему местоположением Кванториума выбрана именно "Жигулевская долина"?

Это директивное решение. Но, если говорить честно, взрослый технопарк – это очень дружественная для нас среда. Здесь принципиально другие помещения, отличные от помещений школ, дворцов пионеров.


Есть ли до Кванториума маршруты?

Есть. Жителям Старого города, конечно, придётся ехать с пересадкой. На Парк Хаусе нужно будет сесть на автобус №12 или на 136 маршрутку.


Получается, что Кванториумы – это только физика?

Вовсе нет. Роскванториум пытается соединить физику и лирику и придумал одну фишку. Введены недели «общекультурных компетенций». У нас с помпой прошли неделя кино и неделя театра. Кино у нас снимали около восьми команд. Были и совсем коротенькие и смешные мультфильмы. Были и другие, мне кажется, довольно серьёзные работы. Например, ребята из Промдизайна сняли работу о синестезии. Синестезия, это такая способность ассоциировать людей с цветом, со звуками. Ребята соединяли абстрактные понятия: любовь, дружба, смерть, радость – с цветом и музыкой.


А педагоги для этих недель театра и кино были тоже из числа педагогов Кванториума?

Можно пойти разными путями. Например, на неделю кино дети делились на творческие команды и снимали фильмы на разные-разные темы. В это время у нас была открытая «лаба», было много народу, и некоторые ребята снимали небольшие репортажи. Репортажи - не художественное кино, а публицистика, но мы принимали любые фильмы, снятые в любых приложениях.

А вот на неделю театра уже были присланы кейсы. И у нас только два педагога поучаствовали. Одна группа смотрела отрывки спектакля Вячеслава Полунина «сНежная сказка», а вторая группа – «Алиса и синяя гусеница». Был прислан кейс: «С чего начинается театр?». Ребята отвечали на этот вопрос: с афиши начинается театр – и рисовали афиши. Получились интересные работы. Разные. Смешные. Рисовали тушью – одни, гуашью - другие. Но мы ребят двигаем больше в сторону 3D-моделирования, чтобы в дальнейшем оставалось всё меньше рук.


Вот такая уникальная детская среда появилась в Тольятти. Согласитесь, это хорошая возможность для ребёнка не только узнать много нового, но и немного сориентироваться в профессиях на будущее. 


©Беседовала Марина Лаптева-Бекаева