Надежда Валентиновна Булюкина: "Есть мечта: новый занавес для Театра"

Надежда Валентиновна Булюкина: "Есть мечта: новый занавес для Театра"


Надежда Валентиновна Булюкина: "Есть мечта: новый занавес для Театра" 11.01.2018



Сегодня, дорогие читатели, мы встречаемся с непростым героем. Наша беседа пройдёт с человеком, который знает, как работает сложный организм – Театр Кукол. Этот человек стоит у руля и заставляет Театр двигаться вперёд на всех парусах. Именно этот человек вовремя смазывает все механизмы и натягивает тросы, чтобы Театр Кукол стоял на ногах крепко и ровно, а не кренился при каждом дуновении ветра.

Наша сегодняшняя встреча пройдёт с директором Тольяттинского Театра Кукол «Пилигрим» Надеждой Валентиновной Булюкиной.


Надежда Валентиновна, а как Вы пришли в театр?

Это, наверное, и стечение обстоятельств, и тот факт, что театр кукол остался без руководителя. Понимаете, у театра налёт был такой всегда, что ему сложно, что постоянно меняются руководители. А что мне больше всего не нравилось, так это разговоры о том, какой там сложный коллектив, плохой. И я подумала, что не может этого быть. Старейший театр. Какой плохой-то? Не может быть коллектив плохим! И я решила эту ситуацию изменить. Я решила сделать так, чтобы театральная семья была, как настоящая: дружная, любящая. Здесь уже был хороший задел. Может быть, я и не пошла, если бы был другой режиссер, гуру, сноб какой-нибудь напыщенный. А Янина хоть и молодой, но очень чуткий руководитель. Я увидела у Янины хорошие руководящие задатки и поняла, что мы сработаемся.


То есть вы зашли сюда, в театр, с некоей задачей? Дано: то-то, то-то. И ваша задача – найти решение.

Да, именно так. Решение будет найдено, потихонечку, шагами. Потому что с людьми - рывками нельзя. Каждому хочется слышать, что у него есть достоинства и перспективы, так давайте вместе подумаем и сделаем так, чтобы у всего театра были достоинства и перспективы.


Вам, получается, и физику, и лирику нужно совместить? Ведь руководство - это такая мужская энергия.

Ну да, здесь более четко надо всё продумать, ничего не забыть, организовать. Ведь на сегодняшний день учреждения - это такой механизм, где и правовая сторона, хозяйственная сторона, кадровая. А творческая, она, конечно, важна, но для руководителя - не главенствующая. Хотя, чтобы всё работало хорошо, я должна понимать всех, чтобы не увлечься ремонтом крыши. Хотя и без крыши никуда, ведь льёт на цеха.

У меня опыт руководящей работы немаленький: 15 лет я руководила коллективом в 150 человек, 5 лет – коллективом 35 человек плюс 2000 работников культуры, а здесь - коллектив небольшой. Но в театре столько процессов, которые нужно учесть! И здесь я себя ощутила как раз артистом-кукловодом, который, если про какую-то ниточку забудет, то всё сломается. Одним увлёкся - о другом забыл, а потом сидишь и голову ломаешь: да что же не так, где же я чего забыла дёрнуть?


Тяжело работать с эмоциональными людьми?

Я люблю с людьми работать. Мы живые, куда нам без эмоций? Здесь, конечно, эмоций больше. Но у меня вот, Янина (главный режиссёр), - амбразура между мной и театралами. У меня, как у руководителя - другая задача.


Как сложилась работа с коллективом?

Поначалу были сложности. Приглядывались, говорили: «Обещает много, каждый приходит и обещает, посмотрим, что сделает». У нас уже есть анекдот. Рассказываю. Приезжаем с заместителем директора по хозяйственной части. Я говорю: «Коврик плохой! Я упаду первая. А дети как будут заходить? Коврик срочно заменить!» Она говорит: «Ну, пойдёмте, поищем, посмотрим…» Поехали с ней, коврик нашли. Купили, заменили. Я теперь им говорю: «Ну вот, и не говорите, что ничего не меняется – коврик новый и не скользит!» (смеётся).


Надежда Валентиновна, скажите, с точки зрения директора, есть ли у театра кукол преимущества?

Я думаю есть. Понимаете, у нас особый продукт – спектакли, в которых происходит оживление неживого, это настоящее чудо. Ведь, кукольники – это редкая профессия, особенная. И актёры должны быть совсем другие, и режиссеры другие. Они знают то, чего не знают драматические режиссеры, много всяких тонкостей. Это не просто жизнь человека, это ещё и жизнь куклы. Когда я пришла в театр, я тут же перечитала «Синдром Петрушки» Дины Рубиной. Эта книга очень помогла мне погрузиться в атмосферу оживления человека…


Оговорочка какая, по Фрейду.

Да (смеётся), по Фрейду, действительно. Оживление куклы, конечно. Ведь, посмотрите, иногда драматический актёр что-то ходит-ходит, а он никакой, и не идёт от него ничего. А у нас энергетика исходит даже от куклы, она должна восприниматься зрителями, как живая. Вот в этом и эксклюзивность театра кукол, который есть и в нашем городе. Причём, наш театр - старейший профессиональный театр города. И я опираюсь на это, ведь здесь вложены такие силы! Это энергетика народного артиста Российской Федерации, режиссера Куйбышевского театра кукол Романа Борисовича Ренца, который захотел сделать в Тольятти профессиональный театр, а не студию. Это его решение - набрать профессиональную актёрскую труппу, пригласить режиссеров, художников.


А осталось ли что-то, с чем Вам непросто справиться в Вашей работе здесь, в Театре?

Сложности есть. Но они, мне кажется, чисто, тактические. Стратегически я всё понимаю. И это понимание мне дал опыт работы в Департаменте культуры. То есть, я понимаю, в какой воде я плаваю.  


Вы не новичок в этой среде?

Нет, конечно. Причём, это понимание мне дал не только департаментский опыт. По первому образованию - я библиотечный работник. А настоящий библиотекарь очень много знает. (Смеётся) Невозможно, работая в библиотеке, не ощущать весь спектр культуры города. Потому что чтение пронизывает всё: книги о театре, книги о музыке, книги о культуре, книги о чем угодно. Поэтому я и понимаю, в какой воде я плаваю. А моя любовь к работе с людьми и направленность нацеливать людей на хорошее, всегда создаёт благоприятную обстановку.


Художники театра создают куклы для спектаклей?

Да, художники театра создают героев наших спектаклей. И это не просто куклы театра, это произведения искусства.


Надежда Валентиновна, как Вы думаете, взрослый человек становится ребёнком, когда приходит в театр кукол?

Во «взрослом» спектакле - не игра, там не погружение в детство. Там погружение в серьёзную тему, а куклы – это способ метафоры. Иной вид театрального искусства. Когда мы приглашали на «взрослые» спектакли зрителей, и с богатым жизненным опытом зрителей, то после спектаклей они выходили пораженными. Они говорили, что не знали, что такие спектакли вообще могут существовать в куклах. Нет, все знают о Театре Образцова, но это где-то далеко. А вот, что такие спектакли есть здесь, у нас в Тольятти, многие даже не догадывались. И этот особый вид искусства надо пережить и пропустить через себя, чтобы получить новый уникальный опыт и эмоции.


Надежда Валентиновна, вот, например, Янина Владимировна не приемлет равнодушия. Что Вас выбивает из колеи?

Не люблю ленивых. Бывают очень хорошие люди. Бывает, и говорят хорошо, но чуть напряжённость, или нужно сделать немного сверх своей обычной работы, как ленивый сразу отойдёт в сторону. А напряжённость в наше время бывает всё чаще и чаще, поэтому люди очень быстро проверяются.


Напряженность: эмоциональная или физическая?

И эмоциональная напряженность тоже. Допустим, надо остаться, чтобы какой-то проект закончить. Это, конечно, не окна мыть, но делать-то надо. Кто-то скажет: это не моё дело и я ушла. А кто-то останется и сделает.


Надежда Валентиновна, на Ваш взгляд, чтобы стоять, нужно держаться корней?

Конечно! Вы посмотрите, как мы стоим: у нас дом на шести колоннах! Основательный дом, опора. Конкурс недавно был «Азбука Тольятти» и многие рисовали символ города – наш Театр кукол.


Скажите, а что на будущее? Какие планы, гастроли, спектакли?

Есть стратегическая задача – стать семейным театром. Быть для взрослых и детей праздником ума и души. Этот год юбилейный - 45 лет исполнится нашему Театру. У нас несколько грандиозных планов! Мы работаем над перспективными вещами: хотим ещё больше приспособить наш дом под театр. Нам нужно отремонтировать здание. Нужно восстановить архитектуру дома. Ведь здание Театра – это объект культурного наследия. Как раз сейчас мы работаем над проектом реконструкции здания.


Изменения будут и внутри, и снаружи?

Снаружи мы обязаны полностью сохранить облик, но планируем построить дополнительный объект, где будут располагаться художественные мастерские и современное хранилище декораций. Что касается творчества, то мы здесь тоже надеемся, не без помощи финансирования, грантов и спонсоров, поставить юбилейный спектакль «Повесть временных лет». А ещё - у нас красиво подсвечен фасад здания и теперь мы будем «гореть», как Большой театр не только в Новый год, но и каждый день. Очень давно мечтали об этом, и вот, свершилось. Наше здание освещается экономичными светодиодными лампами. Именно на это ушли спонсорские средства.


К слову о спонсорах. Охотно спонсоры помогают?

Помогают, конечно, осторожно, но и просить нужно на что-то стоящее. Вопрос освещения театра мы продумали очень тщательно и со всех сторон. Ни одно учреждение культуры не рискнуло такую сумму заявить, а мы заявили. Заявили и обосновали, что это стоящий, серьёзный проект. Нам поверили и помогли.


Надежда Валентиновна, а есть ли у Вас мечта? Новогодняя мечта?

Да. Хочу для театра новый занавес (смеётся). Не надо богатый и помпезный. Хочу необычный и красивый занавес для нашего театра. Мы не можем ждать 21-й год. Занавес нужен сейчас – на Юбилей.


Как Вы считаете, у театра будет успех?

Конечно! Почему сейчас такая истерия вокруг театрального дела? Потому что театр, сам по себе, должен и может быть успешным делом.


Вы имеете в виду: прибыльным делом?

В том числе. Успех театра определяется его зрителем. Идёт зритель – успешный театр. И все эти разговоры: далеко находитесь, экономический кризис – это всё временное явление. Все механизмы: «как сделать театр успешным» - известны. Просто нужно, чтобы сложились несколько факторов. Чтобы материальная часть была, чтобы был сильный спектакль, сделанный грамотно, с хорошей материальной базой, и пойдут люди. Сейчас у нас всё меняется! И в лучшую сторону.


Чтобы попасть к Вам на работу, какими качествами нужно обладать?

Основное, должно быть желание работать. И работать на результат.


Как вы боретесь с эмоциональным выгоранием? Бывает оно, выгорание?

Секрет успеха всех активных людей – это надёжный тыл. Если нет тыла, то, погрузившись в работу, можно и перегнуть палку. Ведь нужно балансировать между завалами на работе и семьёй. Одно в жертву другому нельзя приносить.


Передо мной сидит женщина-руководитель. Уверенная, понимающая и какая-то...по-домашнему уютная. Язык не поворачивается назвать её «чиновником», в самом расхожем понимании этого термина. С первых слов стало понятно, что Надежде Валентиновне театр дорог. И она приложит все возможные силы, чтобы Тольяттинский Театр Кукол процветал долгие годы.

_____________________________________

 © Беседовала Марина Лаптева-Бекаева