Речевые игры для детей 4-6 лет.

Речевые игры для детей 4-6 лет.

Речевые игры для детей 4-6 лет. 09.10.2015

Усваивая родной язык, ребенок усваивает...

бесконечное множество понятий, воззрений

на предметы, множество мыслей, чувств,

художественных образов...

                                                  К.Д. Ушинский

_____________________________________________________________________________________________________

Дорогие родители, вы конечно, знаете, что речь у ребенка формируется постепенно. Примерно с двух месяцев ребенок начинает гукать, крик становится более выразительным – в нем появляются интонации. Малыш гулит и в одиночестве, но в присутствии взрослых делает это гораздо активнее. К 5—6 месяцам ребенок начинает произносить сочетания звуков, это — начало развития лепета. Лепет имеет важное значение в развитии речи. Малыш играет со звуками, а заодно тренирует речевой и слуховой аппарат. Постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. Словарный запас годовалого ребенка составляет в основном совершенно простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай» и т. д. Малыш с каждым днем все активнее подражает речи мамы и папы, с каждым днем все лучше и лучше вас понимает. Причем понимание опережает словарный запас, то есть ребенок знает значительно больше слов, чем может произнести.

К концу второго года жизни в активном словаре у ребенка (слова, которыми он пользуется) уже 250—300 слов. В его речи больше всего существительных, обозначающих названия игрушек и окружающих предметов быта. Помните, что объем словаря ребенка и качество его речи в целом во многом зависят от того, как взрослые общаются с ним, какие слова они употребляют, находят ли время для того, чтобы поговорить и поиграть с малышом.

На третьем году жизни ребенок активнее общается со взрослыми, теперь малыш способен выполнять довольно сложные словесные инструкции. Растет и словарный запас, ребенок чаще начинает использовать в речи предлоги, местоимения, прилагательные. Трехлетний ребенок, играя, комментирует свои действия. Он сам выступает инициатором общения, да еще и одолевает всех вопросами. Озвучивая свои действия, вы эффективно стимулируете как речевое, так и общее развитие ребенка. К четырем годам словарь ребенка увеличивается до 2-х тысяч слов. Важным показателем в развитие речи ребенка 3-4 лет является умение использовать предлоги. К 4-м годам фраза становится длиннее, это связано  с постоянным ростом словарного запаса. Словарный запас у детей 4-х лет увеличивается не только за счет количества существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребенка за счет наречий. Средний дошкольный возраст (с 4-х до 5 лет) – период активного словотворчества. Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста умеет связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок.

 Речевые игры помогут ребенку подружиться со словом, ребенок научится рассказывать, описывать предметы, отыскивать интересные слова. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности ребенка – ИГРА. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования и развития  речи ребенка.


Речевые игры для детей 4-5 лет.

1. «Подумай и отгадай»

Предложите ребенку ответить на вопрос: кто лает (прыгает, ползает, летает, мычит, хрюкает, плавает и т.д.)?

2. «Бюро находок»

Взрослый предлагает ребенку найти предметы, которые он потерял, описывает их. Например: это предмет круглой формы, его можно катать, бросать и ловить. Что же это? (Мяч).

3.  «Расскажи»

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Лиса какая?» (хитрая, пушистая, быстрая и т.д.); «волк какой?» (кошка, медведь, корова и т.д.)

4. «Один - много»

Взрослый называет один предмет, а ребенок предмет со словом «много». Например: машина – много машин; мяч – много мячей; кошка – много кошек; собака – много собак и т.д.

5. «Назови ласково»

Предложите ребенку назвать предметы «ласково».  Например, яблоко - яблочко; мяч-мячик; машина-машинка; кукла – куколка  и т.д.


Речевые игры для детей 5-6 лет.

1. «Отгадай загадки»

Взрослый загадывает ребенку загадки об игрушках, фруктах, животных. Затем ребенок загадывает взрослому загадки. Например, это овощ, растет на грядке, зеленого цвета, овальной формы, отгадай, что это.

2. «Скажи наоборот»

Сладкий - горький.

Высокий – низкий.

День – ночь.

Большой – маленький.

Веселый – грустный.

Широкий – узкий.

Сильный – слабый.

3. «Посчитай до 5»

Взрослый предлагает ребенку посчитать, например овощи до 5. Огурец: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов. Так можно посчитать все овощи или фрукты.

4. «Исправь ошибку»

Взрослый предлагает ребенку исправить ошибку в предложениях.

- На яблоне выросли груши.

- Мама сварила картофельное повидло.

- Апельсины и мандарины – это овощи.

- Зимой сажают картофель.

- Из лука варят вкусное варенье.

- Лисенок – это детеныш кошки.

- Собака громко замяукала.

5. «Что лишнее?»

Взрослый называет предметы, ребенок определяет, что лишнее и объясняет почему.

- Помидор, капуста, огурец, яблоко.

- Чашка, кастрюля, сковородка, кровать.

- Кошка, собака, корова, медведь.

- Лед, метель, снег, жара.

- Велосипед, лыжи, санки, коньки.

- Печенье, торт, вафли, ложка.

Дорогие родители, если не уделять должное внимание развитие речи ребенка, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Надеюсь, что предложенные речевые игры будут Вам полезны, для развития речи Вашего ребенка.

__________________________________________________________________________________

© Логопед : Тулаева Елена Валерьевна, 

Детский клуб "Наши детки"