Педагогический крик души. Обращение к молодым учителям

Педагогический крик души. Обращение к молодым учителям

Педагогический крик души. Обращение к молодым учителям 04.10.2018



И не только к молодым. Хотя другие меня скорее всего не услышат и не поймут. Но точно прочтут. И я в очередной раз опять пойму, как сильно меня не любят школьные учителя. Справедливости ради замечу, я никогда не писала ничего против учителей и системы образования. Хоть понятно, что я имею, что сказать. Был крик души, педагогический крик, а сейчас он становится все громче. 


Я долго думала, писать ли. Моя страница в основном позитивная и люди идут ко мне за добром. Но...все же.... Не люблю я молчать, если есть, что сказать. 
Я пишу этот текст, а сама дежурю у кровати умирающей бабушки- Людмилы Федоровны Святогор- замечательной и талантливой, которая всю жизнь проработала учителем русского и литературы, Завучем, выиграла сотни конкурсов и стала когда-то Учителем года. И я смотрю на нее. Мы очень похожи. До сих пор ее ученики звонят, спрашивают, как она. Помнят и любят. И я горда тем, что я родилась и выросла в семье, где каждый первый - педагог. Это я к тому, что я очень люблю учителей, что это не наезд, а скорее просто крик о помощи. 

И если хоть один студент педагогического ВУЗа прочтет и поймет, что я хочу сказать, я буду рада, очень. Значит, одним классом счастливых учеников в России станет больше. 

Как я уже писала, я- педагог. Педагог до костей и корней и педагогее меня и моей семьи трудно найти. Я работала в школе, я знаю эту систему и я счастлива, что смогла уйти оттуда, оставив много довольных учеников, некоторые из которых, кстати, тоже стали учителями. Но я -человек энергия, мне тесно в этих рамках, в рамках программы, в рамках планов и совещаний. Я сломала их и служу теперь другим деткам и отдаю им все свое сердце, душу и любовь. Меня часто зовут в школу назад. Я, конечно, уже не вернусь и это понятно. Сейчас я бы просто пришла в гости пообщаться с детками, выслушать их беды и тревоги. Вы знаете, они есть. И у моих детей, и у их одноклассников и у других деток. Ежедневно я читаю письма и смс родителей, мне звонят даже просто высказаться. И я поддерживаю учителей. Потому как, своих же не топят. И я горой за них, я же такая же. Учитель- это царь и Бог. И это правильно. Только этот царь не должен пользоваться властью и рубать головы без разбора. Простите меня, дорогие учителя. Я не говорю сейчас про всех. Конечно, много талантливых, замечательных. Я не спорю. Просто прошу вас помнить, что дети- все же люди. Да и в вас все же человеческое нутро должно побеждать педагогическое. Ну, нельзя слепо следовать указаниям сверху. Положено учить такой стих, пусть учат. 

И неважно, что это чушь полная, которая вообще не учит ничему детей. Я сразу скажу, я не фанат Чуковского. Более того, я его не люблю и считаю его стихи полным бредом, плохо влияющим на психику детей. 

Про Чуковского я ещё выскажусь отдельным постом. 

Но вот сегодня мой ребенок учил вот это :

Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"

А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!

Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

Ну, и все в том же духе. Какое замечательное поучительное произведение. Для чего? Чему оно учит? 
Или вот...тоже школьная программа:

Генрих Сапгир. Отрывок

А вчера что я подумал?
Я подумал про сегодня:
«Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!»
Значит, я вчера подумал,
Что сегодня — это завтра.
Но когда пройдёт сегодня,
Назовут его «вчера».
Значит, так: проснусь я завтра
И подумаю:
«Сегодня
На дворе сияет солнце —
И сегодня, как вчера».
А потом настанет завтра,
Будет новое сегодня.
Как чудесно жить на свете!
Замечательно! Ура!

И это надо учить . Лично у моего ребенка разболелась голова от всего этого. Но...надо. школьная программа. От неё нельзя отступить. И заменить на Пушкина или Есенина по своей инициативе тоже нельзя. А то вдруг придет на урок Министерство, а там 3 класс не Сапгира читает наизусть, а Тютчева. Нельзя....

Вот, сын пришел, учит " Бородино". Открываю учебник - полстраницы биографии Лермонтова. Полстраницы Толстого. И все? Т.е. биографии наших русских великих поэтов и прозаиков вполне умещаются в годы жизни и перечню произведений??? Все? 
Грустно. 
Но сын пересказывает биографию. Рассказывает много. Я говорю: " Откуда знаешь?". Ксения Юрьевна на уроке рассказала. Вот....наш человек. Здорово. 
Все правильно, важно и нужно отступать от учебника, от норм и правил и давать то, что дети действительно должны знать. 

Милые, дорогие, любимые мои учителя! Я вас очень люблю. Вы даже не представляете, как. Как я с пеной у рта защищаю вас перед родителями и учениками. Об этом знают только родители. Поверьте, такая работа идёт. Но я очень прошу вас помнить, что есть ещё ваше нутро, ваш образ педагога. Вы несёте свет и знания детям, от того, как мы их сейчас воспитаем зависит и то, в каком обществе будут жить наши дети. Мне очень жаль, что уже сейчас у детей нет мотивации к учебе. А если и есть, то она сразу пресекается. На корню. Что они не хотят работать лучше . А зачем? Все равно, не поставят "пятерку". Ее редко ставят. 

Вот девочка, мечтает о пятерке по литературе. Читает книги и учит стихи. И все у нее пятерки в этой четверти. И еле-еле набирается храбрости подойти к учителю и сказать, что именно в этой четверти попробует вытянуть чтение на пятерку. Просит не ставить ей другие оценки, а дать ещё шанс. Ну, вдруг запнулась на стихотворении, или вдруг перенервничала, ведь дома то рассказывала хорошо. Но нет...." Учись сразу на пять, исправленные оценки это ненастоящие". И....
Все...потух огонь. Убита инициатива. И ещё больше теперь волнения, потому как второго шанса не будет. (((

А двойки. Как же все любят двойки. Да, я знаю, без них никуда. Как же ещё наказать или воспитать. 
-Не выучил?
-2
-разговаривает на уроке
-2
-тетрадь не принес
-2

И я уже слышу возражения. А как иначе? А как воспитать? 
Да хотя бы для начала спросить. "Почему?" Почему не выучил. Одно дело, если оболдуй. Да и он в первую очередь человек. 
Другое дело, причина. Хотя кому и какое дело до нее. 
Ничего, что вечером было плохо маме, вызывали скорую и ребенок до сих пор весь дрожит и в себя прийти не может. Какая там тетрадь, переволновался. Это неважно. Главное, что он забыл тетрадь. 

Или вот сидел у меня на уроке Лешка. Ни разу не принес тетрадь. И бесполезно, конечно, было писать в дневнике. Да нет дела до него маме. Она одна и пашет днями и ночами, за мальчиком бабушка смотрит. Полуслепая. И денег не хватает. Еле живут. Какие там тетради. Какие обложки. Да и вообще не до английского ему. Конечно, я могла задавить двойками. За каждый урок. За каждую непринесенную тетрадь. Мне ж нетрудно "два" поставить. А можно просто давать листочки каждый раз или завести ему тетрадь и выдавать каждый урок. И он писал. Просто сидел и списывал тексты. Да для него это высшее достижение. Какой ему английский. Но писал, пробовал. И учил не 10 слов, как все, а три. Сам. Три слова на английском. По нынешним меркам, конечно, ему б влепили "двойку". А я знала, что для него это подвиг. И он радовался успехам, а я вместе с ним. 

И столько лет прошло. И нашелся этот Лешка. В Ульяновске служит. С девушкой познакомился. Маме помогает. И до сих пор благодарит, что я в нем человека увидела и не задавила двойками, а помогла. Я была единственным человеком, который в его жизни говорил ему: " Я в тебя верю. Ты сможешь. Я помогу". 
А ещё мы много беседовали. Мне, совсем ещё неопытной и молодой, дали самый трудный 11 класс. Ох, что они творили. Ох....как долго мы притирались. Как долго они меня испытывали. До сих пор помню свои классные часы. Откуда у меня брались нужные слова, я не знаю. Но слушали они тогда , открыв рот. И тут как раз классика мне и помогала. Произведения, на которых я выросла, педагогическое чутьё и умение видеть человека в каждом ребенка. Я знаю, что абсолютно к любому можно найти подход. Самых заядлых хулиганов я делала своими помощниками и они следили за дисциплиной в классе. Самые неответственные и опаздывающие назначались главными по проверке не вовремя приходящих и им, конечно, приходилось быть в классе раньше всех. Да сколько таких уловок ещё. Я оставляла наедине и беседовала. И дети раскрывались, становились друзьями. Я хвалила, вела их вверх, подхватывала инициативу, одновременно продолжая отстаивать право учителя отступать от школьной программы. 

Мне было стыдно ставить "двойки". Правда. Как так...Ведь это мой показатель. Показатель того, что я не справилась, не заинтересовала, не смогла. Я ставила точку. Давала ещё шанс. И они пользовались им. Как могли. Но они знали, что есть этот шанс. Зачем "два". Ведь это испортит им оценку четвертую, убьет веру в себя, они просто опустят руки и уж точно не полюбят мой предмет. 

Я не знаю, почему учителя так любят "двойки". Для меня-это роспись в моей некомпетенции. Это слабость. Просто взять и задавить оценкой. Ведь есть же другие способы. Почему сразу 2. В журнал. Ну, хотя бы в дневник. Замечание, двойка, нарекание, звонок родителям. Ну, почему нет шанса......почему.....
Мне хочется обратиться к людям, которые сейчас учатся на педагогов. Увидьте в детях личность. Человека. К любому можно найти подход. Я брала самых трудных. У меня были детки-аутисты. Дети из семьи алкоголиков. Можно стать друзьями. Можно. И нужно. Несите в мир добро, знания, правильные знания, любовь. Дети тянутся к вам и за вами. Это так здорово: видеть, как 30 пар глаз смотрят и слушают, затаив дыхание. 

Первый раз обо всем этом я говорила на конференции молодых учителей. ...дцать лет назад. За что, как ни странно, была награждена грамотой....я готова говорить об этом вновь и вновь. Я готова выйти на телевидение или съездить к Министру Образования. Ну, или хотя бы выступить перед студентами пед.вузов. Но ведь ни один ректор не рискнёт меня пригласить. Я ж сломаю стереотип учителя. Стереотип системы образования. И ведь это я даже не коснулась пока ещё ЕГЭ. 

Дорогие мои, простите меня за этот текст. Простите. Я уважаю и люблю учителей и буду до конца дней отстаивать вашу честь и честь профессии. Я сама так и останусь учителем. Просто мне хочется, чтобы Учитель опять писали с большой буквы, мне хочется, чтобы вы несли нечто большее детям, нежели знания в рамках программы. Я верю, что кто-то уже сегодня по-другому посмотрит на того или иного ученика. Кто-то поставит точку, вместо двойки , или хотя бы посмотрит в глаза ребенка, который забыл тетрадь. Возможно, он увидит нечто большее, чем раньше.

Я очень хочу, чтобы вы поняли, какое замечательное предназначение у Учителя и какой волшебной силой Вы обладаете. Да. Да. Именно Вы. 
Надеюсь, что и мои дети не пострадают от моего поста))). Очень хочется верить, что я никого не обидела, а лишь подтолкнула по-иному посмотреть на свою профессию и своих учеников. 

Удачи вам, в этой нелегкой , но такой замечательной профессии. 

P.S. за всю свою жизнь я не поставила ни одной двойки...Ни одной.


© Анна Мельникова, директор и педагог сети центров детского развития "Ладушки"