Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Игры для развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка», так как ребенок, осваивая грамматический строй речи, совершенствует не только речь, но и логическое мышление.
В старшем дошкольном возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как: неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушение структуры предложений.
Преодолеть ошибки помогут игры для развития грамматического строя речи. Выполняя задания, дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях с изображением на картинках. Не забывайте хвалить ребенка за правильное выполнение заданий!
Игра «Один-много»
Цель: учить образованию множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
- Это кубик, а это кубики. Здесь много чего? (Кубиков). Все предметы исчезли, чего не стало? Не стало кубика, не стало кубиков. По примеру игра выполняется с другими картинками.
Игра «Чьи это вещи?»
Цель: учить правильно, образовывать притяжательные прилагательные.
Взрослый предлагает ребенку определить, кому принадлежат данные предметы: маме, папе, бабушке, дедушке, девочке (Маше), мальчику (Коле). «Чьи это очки?» - бабушкины очки. «Чей шарик?» - Колин шарик. «Чья гармошка?» - дедушкина гармошка. «Чья чашка?» - бабушкина чашка и т.д.
Игра «Что за зверь?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные при назывании частей тела знакомых животных.
Взрослый спрашивает: «Кто это? Может быть, медведь? Нет, это не медведь». «У этого зверя — медвежья голова, а хвост чей? Лисий». «У этого зверя - заячья голова, а хвост чей? Беличий» и т.д. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь.
Игра: «У кого сколько?»
Цель: учить согласованию числительных с существительными в роде и числе.
Взрослый предлагает задание: «Я буду называть один предмет, а ты будешь называть 2 таких же предмета. Один медвежонок … (два медвежонка); один грибок … (два грибка) и т.д. Затем взрослый предлагает ребенку называть 5 предметов, изображенных на картинках (5 мячей, 5 яблок, 5 ведер, 5 домов).
Игра «Чего не стало?»
Цель: учить согласованию числительных с существительными в родительном падеже.
Взрослый просит назвать предметы на картинке, а затем закрыть ладошкой и сказать, чего не стало. Не стало мешка. Не стало мешков и т.д.
Также можно выполнить игру: «Сколько их, посчитай?» Два мешка, не стало двух мешков. Пять шишек, не стало пять шишек и т.д.
Игра «Подбери признак»
Цель: учить согласованию прилагательных с существительными.
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
-
Мяч (какой?)-круглый, красный, резиновый.
-
Кактус (какой?)-зеленый, колючий, маленький.
-
Машина (какая?)-быстрая, новая, маленькая.
-
Пирамидка (какая?)-деревянная, разноцветная, красивая.
Игра «Посчитай»
Цель: учить правильно, согласовывать числительными 1-2-5 с существительными.
Взрослый называет один предмет, ребенок отвечает, как будет звучать 1-2-5 предметов.
-
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
-
Одна лошадка, две лошадки, пять лошадок.
-
Один медвежонок, два медвежонка, пять медвежат.
-
Один лев, два льва, пять львов.
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и изменяет фразу так, чтобы слова звучали ласково.
-
Кофта теплая - кофточка тепленькая.
-
Заяц серый - зайчик серенький. - Туфли чистые - туфельки чистенькие.
-
Шарф длинный - шарфик длинненький. - Шишка длинная - шишечка длинненькая.
-
Кошка черная - кошечка черненькая. Юбка красная – Юбочка красненькая.
-
Брюки желтые – брючки желтенькие. – Шапка белая – шапочка беленькая.
Игра: «Есть – нет»
Цель: учить использовать в речи имена существительные в родительном падеже.
Взрослый говорит, что у него есть и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и говорит чего у него нет.
У меня есть мяч. У меня нет мяча.
У меня есть машина. У меня нет машины.
У меня есть апельсин. У меня нет апельсина.
У меня есть банан. У меня нет банана.
У меня есть персик. У меня нет персика.
У меня есть абрикос. У меня абрикоса.
У меня есть кубик. У меня нет кубика.
Хвалите ребенка за правильные ответы.
____________________________________________________________________
©Логопед: Тулаева Елена Валерьевна.