Неконтактных детей не бывает, или визит к стоматологу без слёз

Неконтактных детей не бывает, или визит к стоматологу без слёз

Неконтактных детей не бывает, или визит к стоматологу без слёз 12.04.2018


Многие взрослые помнят «пыточную от медицины» - кабинет стоматолога. Сколько слёз в нём было пролито мамами и папами современных детей! Воспоминания о бормашине с ременной передачей, наверняка, добавляют многим неприятных ассоциаций. А противный визг стоматологического сверла до сих пор прививает мигрень до конца дня. Однако, медицина в общем и стоматология в частности не стоит на месте!

Стоматологические кресла времён инквизиции с ременной передачей давно уступили место современным установкам. Новокаин, «берущий» пациента с пятнадцатой попытки, отошел в сторону, а на его место пришла новейшая анестезия. Сегодня приём у стоматолога стал настолько безболезненный, что любой пациент способен уснуть, пока врач борется с его кариесом или пульпитом.

Страхи взрослого человека можно рассеять доступной информацией и правдивыми разговорами о современных методах в стоматологии. А как быть с ребёнком, который панически боится лечить зубы? Сегодня мы будем разбираться в непростых вопросах успешного похода к детскому стоматологу.


Многие спрашивают: а зачем лечить молочные зубы, они же всё равно выпадут?

Начнём с того, что детки страдают и от кариеса, и от пульпита – воспаления нерва. Поражённый зуб не только доставляет ребёнку дискомфорт, но и является источником инфекции. Инфекция же вполне может стать причиной заболеваний внутренних органов. Сохранить молочные зубки до появления постоянных важно и для тщательного пережевывания пищи, и для формирования правильного прикуса, и для выработки произношения.


С какого возраста стоит посещать стоматолога?

Первый поход к стоматологу стоит совершить в период прорезывания молочных зубов, то есть до одного года. Врач проконсультирует вас в вопросах гигиены. Возможно, порекомендует средства по уходу: пасты, растворы, зубные щёточки. С трех лет стоит посещать стоматолога дважды в год. Даже если у вашего малыша нет проблем с зубами, не стоит пренебрегать профилактическими визитами. Во-первых, ребёнок привыкнет бывать у стоматолога, а значит, визиты не будут носить для малыша чрезвычайный характер, и ребенок будет спокоен. Во-вторых, при необходимости врач сделает нужные манипуляции, и нездоровый зуб будет вылечен на ранних этапах. Согласитесь, это сэкономит и деньги, и нервы.

Любой врач делит маленьких пациентов на три условные группы:

первая – дети, которые были у стоматолога и остались довольны;

вторая – дети, которые никогда не были у стоматолога;

третья – дети, которые были у стоматолога и получили негативный опыт.

Если ребёнок имеет положительный опыт посещения дантиста, значит вы счастливый родитель, и у вашего чада наверняка нет страха перед стоматологами. Однако есть и другие дети. Именно они и требуют к себе особого внимания.


Если ваш ребёнок никогда не был у стоматолога.

Значит, у вас и у детского стоматолога есть шанс произвести первое положительное впечатление на малыша. Выбирайте стоматологическую клинику, где врачи умеют работать с детьми. Для ребёнка не подойдёт хороший стоматолог для взрослых – нужен именно детский врач. Если вы ошибётесь в выборе, и ваш малыш попадёт к грубой тётке с бормашиной, вам придётся приложить титанические усилия, чтобы в будущем ребёнок спокойно садился в стоматологическое кресло. Бросьте на поиски хорошего детского специалиста все интернет-возможности, всколыхните сарафанное радио. Читайте отзывы, общайтесь с врачами лично, разговаривайте с пациентами клиник. Ваша задача: найти врача, которому ваш ребенок не просто откроет рот и даст вылечить зуб, но придёт снова и в хорошем настроении.

Знакомьте ребёнка с работой стоматолога заранее. Купите детский набор стоматолога и поиграйте дома: полечите зубки игрушкам, побудьте в роли пациента сначала вы, а потом попросите ребёнка открыть ротик и показать зубки. Расскажите малышу, для чего нужны врачу те или иные инструменты. При этом, избегайте таких слов как: «укол», «сверлить», «дергать зуб», «мазать лекарством», «сверло» и прочее.

Старайтесь заменить эти неприятные слова на: «заморозка», «пожужжать», «пошатать», «побрызгать волшебным элексиром» и прочее. Этим вы не напугаете ребёнка, но суть вещей передать сможете. Объясняя малышу, как лечат зубы, старайтесь использовать фразы, которые напомнят ему знакомые и приятные образы. Посмотрите с ребёнком мультфильмы, где герои боялись лечить зубы и очень страдали от этого. А потом пришёл добрый доктор и всех вылечил. Придумайте с ребенком свою сказку и обязательно с хорошим концом. Нарисуйте её. А потом в кабинете доктора напомните, каким смелым был герой вашей сказки и какие здоровые зубки у него были.

И вот вы нашли доктора, записались на приём и приехали. Рассчитывайте своё ожидание приёма в клинике таким образом, чтобы ребёнок успел немного осмотреться и привыкнуть к новой обстановке, но не успел утомиться в ожидании. Да, имейте в виду, что истерящие сверстники тоже могут подпортить вашему малышу настрой. Постарайтесь увлечь своего ребёнка рисованием, чтением книг, спокойной игрой. В детских клиниках наверняка есть детские уголки с приятными для ребят мелочами.

Конечно, ребёнок спросит: «Зачем мы здесь? Что мне здесь будут делать?» Не стоит обманывать малыша, мол, мы только за справкой, мол, доктор только посмотрит. А если не только посмотрит? А если и посверлит? Тогда получится, что вы обманули своего ребенка. В следующий раз он вам не поверит. Расскажите ребёнку ещё дома: куда вы едите и зачем. Вы уже играли в доктора-стоматолога, вы смотрели мультфильмы, и ваш малыш уже имеет пусть не всамделишное, но представление, что это такое: приём у стоматолога. Объясните ребёнку, что все родственники и друзья уже побывали у врача, вот и он идёт. Дайте понять ребёнку, что все ходят к стоматологу, и в этом нет ничего необычного.

На приёме у врача ведите себя обычно. Повышенное внимание и чрезмерная ласка может насторожить ребёнка: значит сейчас будет что-то незнакомое и непонятное. Не позволяйте себе никаких лишних эмоций – все так, будто вы пришли в будни в магазин за молоком и батоном. Чего эмоциями фантанировать? Батона что ли не видели? Так и здесь: обычный приём, обычное поведение, обычные манипуляции – нет повода для волнений. Если нужно поддержать малыша – поддержите, а не рассыпайтесь в причитаниях. Оглянуться не успеете, как будете выть с ним напару. Просто, похвалите ребёнка, что он смельчак и герой, и, вообще, вы очень им гордитесь. Не идите ребёнку на уступки. Как бы он вас не умолял. Будьте твёрды. Вы пришли лечить зубы и назад пути нет – дороги отезаны. Домой только с санированным ртом. Однако, смотрите по своему ребёнку. Если он начал заходиться в истерике, то, конечно, визит стоит перенести, предварительно подготовив дома ребенка.

Встретьтесь с доктором заранее и расскажите о том, что ваш малыш любит, чем интересуется. Также расскажите врачу и о запретных темах, чтобы случайно не коснуться неприятного. Так врачу будет легче найти с ребёнком общий язык. В некоторых клиниках маленьким пациентам показывают мультфильмы на экране или надевают специальные виртуальные очки. Это часто помогает отвлечь малыша.

Придумайте какую-нибудь награду вашему ребёнку. Например, приз «Самому смелому пациенту». Если в клинике не предусмотрены приятные сувениры для детей, то купите этот «приз» заранее и отдайте доктору. Пусть в конце приёма врач отметит, что именно ваш ребенок был «Самым смелым пациентом», и за это доктор дарит ему подарок.

Обязательно спросите у малыша, понравилось ли ему лечение. Хорошо, если понравилось. Ну а если нет, тогда постарайтесь выяснить что конкретно не понравилось и, по возможности, учесть в будущих посещениях стоматолога.


2.jpg


Если ваш ребенок был у стоматолога, и получил негативный опыт.

Значит, у вас и у детского стоматолога нет шанса на второе «первое положительное впечатление». Более того, переориентировать ребенка на позитивное отношение к лечению бывает невозможно. Эти дети уже имеют довольно серьёзные проблемы в полости рта. Лечить себя они не дают, отсюда все сложности.

Постарайтесь не посещать клинику и врача, где ваш ребёнок получил отрицательный опыт. Если такой возможности нет, тогда попросите врача, чтобы ваш нынешний визит отличался от предыдущих. Пусть врач использует другие слова и ассоциации, разговаривает на другие темы, показывает другой мультфильм. Можно дать ребёнку посмотреть безопасные инструменты. Так он лично убедится, что ничего страшного в инструментах нет. А зеркало, вообще, такое доброе, что пускает солнечных зайчиков по стенам.

Покажите ребёнку личный пример. Сядьте сами в стоматологическое кресло, пусть врач посмотрит вас. Родители – авторитет для любого ребёнка. И уж если мама сама села в кресло и позволила доктору поверить ей зубки, наверняка ничего страшного тут нет.

Проявите строгость. Ваш малыш должен понимать, что вы настроены решительно и никаких поблажек не будет.

Следите за эмоциональным состоянием ребёнка. Если истерика набирает обороты, лучше перезаписаться на другой день. При этом, спросите у малыша, давая ему выбор, когда бы он хотел пойти к доктору. Он же большой, значит и сам решает, в какой день лечить зубы. Поговорите ещё раз со своим чадом в спокойной обстановке: что в этот раз помешало вылечить зубик? Постарайтесь выяснить причины и по возможности устранить их.


Каждому родителю стоит знать «10 «Не», учитывая которые, ваши с ребёнком походы к стоматологу будут спокойными:

  1. «Не бойтесь сами». Избавьтесь от своего страха к стоматологам. Если боитесь вы – боится ребёнок.

  2. «Не пугайте стоматологами». Убирайте фразы типа: «не будешь чистить зубы – будут сверлить», «будешь есть много конфет – будут болеть зубы – врач вырвет их». При таком раскладе, вряд ли ребенок откажется от конфет, но и к врачу вы его не затащите.

  3. «Не хвалите ребёнка за буйное поведение ребенка в кабинете стоматолога». Рассказывать всем с восхищением как ваш ребёнок на приёме укусил врача за палец, пнул пять медсестёр и разгромил предметный столик далеко не повод для гордости. Скорее - для стыда.

  4. «Не унижайте ребёнка на приёме у врача». Поверьте, малышу и так сейчас не просто. А тут вы ещё добавляете напряжения своими нотациями и обещаниями «выпороть», «поставить в угол», лишить чего-нибудь.

  5. «Не делайте из похода к стоматологу события Апокалипсиса». Ведите, в первую очередь, себя так, будто поход к зубному это такое же заурядное событие, как, например, поход за хлебом. Ничего необычного, ничего опасного и из ряда вон выходящего.

  6. «Не бывает неконтактных детей». Бывают детки, к которым непросто найти подход. Ну, и не слишком адекватные родители и врачи тоже усугубляют атмосферу на приёме.

  7. «Не пренебрегайте профилактическими осмотрами». Профосмотры – самый легкий вид общения маленького пациента с детским стоматологом. Ходите к стоматологу минимум дважды в год, и вы не только предупредите проблемы в полости рта, но и привьёте своему ребёнку хорошую привычку.

  8. «Не затягивайте с походом к стоматологу». Согласитесь, пролечить один-два зубика с кариесом – это одно дело. А когда проблема вырастает в пульпит и даже периодонтит – это совершенно другие затраты денег и нервов. Ведь вылечить кариес гораздо дешевле, чем пульпит. Да и лечение последнего требует от самого малыша куда больше сил и терпения, чем лечение кариеса.

  9. «Не пытайтесь за один сеанс вылечить все больные зубы». Особенно, если их много. Ребёнку тяжело сидеть спокойно в кресле больше 15-ти минут.

  10. «Не стыдите за страх и тревожность». Запрет на слёзы может дать обратный эффект. Разрешите малышу поплакать, это будет эмоциональной разрядкой. А фразы типа: «мужчины не плачут» - лучше исключить. Скажите ребёнку, что вы понимаете, как ему сейчас тревожно и страшно, но нужно немножечко потерпеть.


Конечно, всё в руках родителей. Старайтесь использовать любые доступные способы, в том числе и все уже названные нами, лишь бы у малыша были здоровые зубки и крепкое здоровье!