Как рассказать ребенку о Пасхе

Как рассказать ребенку о Пасхе

Как рассказать ребенку о Пасхе 06.04.2018



Наступил канун светлого праздника всех христиан – Светлая Пасха Христова. Это самый главный из всех церковных праздников. Как его называют верующие: «праздников праздник». За времена советского безбожия мы немного «подзабыли» глубинный смысл Пасхи. Вот и наши дети, не особо вдаваясь в суть, машинально дарят друг другу крашеные яйца и куличи.

Подготовка к Пасхе идет полным ходом. Как раз за покраской яиц, за приготовлением куличей, есть время для семейных бесед. Расскажите своим детям об истоках праздника Пасхи. А мы с вами вернемся сейчас на пару тысячелетий назад и вспомним как же все начиналось. И почему, собственно, «Пасха»? Что она означает? И зачем мы красим яйца и печём куличи?

Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. Еврейская Пасха, «Песах», празднуется в память от исходе евреев из Египта, то есть освобождения евреев из египетского плена. «Песах» дословно означает «миновал, прошел мимо». За отказ фараона отпустить еврейский народ из рабства, Бог наказал Египет страшной казнью – убил всех первенцев Египта. Казнь миновала лишь евреев, дома которых были помечены условным знаком, кровью агнца на косяке двери. После последней казни фараон поспешил отпустить еврейский народ вместе со всеми стадами скота.

В память об этих событиях во всех еврейских домах была установлена традиция: вечером 14-го нисана (первого месяца еврейского календаря) приносить жертву, агнца. Испечь его на огне и, в течение всей пасхальной ночи в кругу семьи, съесть агнца с горькими травами и пресным не квашенным хлебом, не преломив его костей. Вкушение пасхальной трапезы выступало как главное событие ветхозаветных времен – исход евреев из Египта. А пасхальный агнец именовался не иначе как «пасха».

А история христианской Пасхи началась в новозаветные времена, в среду, когда Иуда предал своего Учителя, Иисуса Христа, за несчастные 30 сребренников. Иисус был осужден на казнь через распятие на кресте. Однако, по традиции, в честь еврейского праздника Песах, Понтий Пилат отпускал одного приговоренного на казнь. Пилат надеялся, что еврейский народ попросит за Иисуса. Но, поддавшись влиянию первосвященников, люди попросили за разбойника Вараву. Пилат немало удивился, но Вараву отпустил. И тогда Пилат произнес фразу, которую мы произносим до сих пор, говоря, что снимаем с себя всякую ответственность и греховную тяжесть. Понтий Пилат, перекладывая с себя грех убийства Иисуса, сына Божия, с себя на весь еврейский народ, сказал: «Я умываю руки», - и совершил жест руками, будто омыл руки от крови Спасителя.

Итак, в пятницу, в день праздника Песах, на Голгофе («Лобное место») Иисуса распяли. Несложно догадаться, что ветхозаветная традиция заклания пасхального агнца была прообразом Новозаветной Пасхи – заклания Иисуса во спасение людей. Как кости ветхозаветного агнца не должны были быть преломлены, так и голени Иисуса остались целыми, в то время как всем казнённым их перебивали.

По еврейской традиции, в шабат, то есть в субботу, не хоронили умерших, поэтому ученики в пятницу сняли тело Иисуса с креста и похоронили согласно иудейской традиции, в пещере, завалив вход огромным камнем. А воскресенье, на третий день после распятия, женщины, несшие масло (жены-мироносицы) перед гробницей увидели Ангела, который отвалил камень от входа и возвестил жёнам, что Иисус, Сын Божий, воскрес. Гробница была пуста и озарена ярким светом.

Пасха неоднократно встречается в Новом завете. Особо о ней рассказано у евангелистов, при упоминании Тайной Вечери. У евангелистов Марка, Луки и Матфея она упоминается как праздничная пасхальная трапеза. Именно во время Тайной Вечери Иисус произнес слова, которые изменили смысл праздника. Иисус заменил Собой ветхозаветного агнца, и «ветхая» Пасха стала Пасхой нового Агнца, принесённого в жертву во имя спасения людей раз и навсегда. А новой Пасхальной трапезой становится Евхаристия, святое причастие. Поэтому с далёких времен среди народа было принято испеведоваться и причащаться в Великий Четверг.

Практически все пасхальные традиции возникли со временем. Например, размах гуляний в Пасху. Ведь во время Великого поста, предваряющего Пасху, стол был очень скромный. Да и все праздники, в том числе и семейные, переносились на Пасху. Начиная с пасхальной ночи и последующие 40 дней, при приветствии друг друга принято «христосоваться», как бы возвещая о том, что произошло чудо Воскресения Иисуса. При встрече, говорят друг другу: «Христос Воскресе! – Во истину Воскресе!»

Вот уже около 2-х тысяч лет христиане всего мира встречают великий праздник Пасхи в Храме Гроба Господня. И всё это время происходит схождение Благодатного Огня. Огонь появляется из ниоткуда, без каких бы то ни было приспособлений. Самые первые упоминания о Благодатном Огне были в IV веке. Но есть описание более ранних схождений. Апостолы и Святые Отцы свидетельствуют как Петр видел, что нерукотворный Свет сошел и осветил Гроб Господень сразу после воскресения Христа. Во время Пасхального богослужения ежегодно в стенах Храма Гроба Господня по молитве исключительно православного священника происходит схождение Благодатного Огня. Много раз христиане других конфессий пытались уличить православных во лжи и выдворяли их из храма… Вот только, если не было православной молитвы, то и Огонь не сходил.

Самый яркий случай произошел в 1579 году. Священниками армянской церкви было устроено так, чтобы они единолично отмечали Пасху и принимали схождение Огня. Православные, вместе с Патриархом Софронием IV были совсем удалены из Храма. У входа в Храм православные остались молиться в скорби. Армянский священник молился больше суток, но огонь не сошел. В один момент из неба появился луч и ударил как раз в ту колонну, у которой стоял Православный Патриарх. Из неё брызнули огненные всплески, и только у Православного Патриарха зажглась свеча.

В христианской традиции яйцо означает Гроб Господень: мертвый снаружи, но с новой жизнью внутри – так в яйце скорлупа неживая, но жизнь внутри есть и она из скорлупы этой обязательно выйдет. В православной традиции дарить и красить яйца на Пасху связано с преданием о Марии Магдалине. Равноапостольная Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Император ответил, что это невозможно, как и невозможно то, что яйцо сейчас окрасится в красный. И яйцо сейчас же стало красным. Мария была бедна, но не пожелала прийти к Императору с пустыми руками, поэтому в подарок и выбрала яйцо.

В православной традиции с Пасхой связан артос (по-гречески «квасной хлеб»), в нашей традиции: кулич – особый хлеб, используемый в богослужении Светлой седмице. По русской традиции он освящается в конце пасхальной литургии, а потом раздаётся прихожанам. Употребление артоса было с самого начала христианства. После Вознесения Иисуса на сороковой день, ученики находили утешение в воспоминаниях о Господе, когда собирались на молитву. Готовя обычную трапезу, ученики и последователи Иисуса первое место за столом оставляли для невидимо присутствующего Господа и ставили перед ним хлеб. Так подражая Апостолам, первые Пастыри установили на Пасху на самом видном месте полагать хлеб. Символизируя тем самым, что пострадавший за нас Иисус сделался для нас истинным хлебом жизни. Употребление православными христианами куличей можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую вкушал семейно Богоизбранный народ в первый день пасхальной седмицы.

Действительно, Пасха – самый главный праздник среди всех христианских праздников. Будучи распятым за людские грехи, Сын Божий искупил своей кровью наши грехи и даровал нам вечную жизнь. В день Святого Христова Воскресенья со звонниц всех храмов будет звучать праздничный перезвон, благовествующий о победе Добра над злом, о победе Жизни над смертью.

Друзья, пусть ваши души всегда будут наполнены добром и светом! Пусть ваша жизнь идёт по законам справедливости и чести! Пусть в ваших семьях будет Любовь и взаимопонимание!