День космонавтики: незабытые рекорды наших

День космонавтики: незабытые рекорды наших 12.04.2017

В последние годы вопрос о патриотическом воспитании детей стоит очень остро. Для гармоничного развития ребёнка крайне важно в нем воспитывать самое благородное человеческое чувство – патриотизм. Человек, воспитанный патриотом, хочет видеть свою Родину свободной, счастливой, идущей впереди всего просвещённого человечества. Важно малышам рассказывать о доблести воинов, о героях, о самоотверженных людях, которые совершают Поступки не ради себя, а ради Родины. Ради её благополучия.

Каждому маленькому россиянину необходимо знать, что его страна великая и непобедимая. Что Россия – первооткрыватель и признанный лидер во многих отраслях. Например, в покорении космоса. Ни у одной страны, кроме России, нет столько заслуг в этой важнейшей отрасли. Сегодняшний праздник, День космонавтики, прекрасный повод, чтобы рассказать своим детям о великих подвигах русских ученых и космонавтов. Чтобы посадить в душе вашего крохи зерно гордости за свою Родину.

Сколько раз каждый из нас, глядя в ночное небо, задавался вопросом: а что там за антрацитовым небом, за россыпью звёзд? С самых древних времён человечество строит много догадок о загадочной вселенной. И в сегодняшние дни мы не разгадали и маленькой толики тайн, что таит в себе космос. А сколько гипотез уже было озвучено на тему: одни ли мы во вселенной! Начиная от догадок, что мы всё же не одни разумные существа, заканчивая тем, что мы - часть глобального эксперимента. Причем, часть подопытная. И наша жизнь находится под постоянным наблюдением кого-то более разумного и совершенного чем мы. Где правда? Это вопрос науки и новых научных открытий.

Ясно одно: вселенная наша бесконечна и таинственна со своими явлениями, мирами и галактиками, со своими звёздами и кометами. Человечеству повезло, что, в прямом смысле слова, звёзды сложились так, что жизнь возникла на Земле. Это теперь любой школьник знает про наклон земной оси, про движение Земли и других планет вокруг Солнца, про закон всемирного тяготения. Современный десятиклассник легко решает задачки на реактивное движение и умеет рассчитывать массу планет. Но так было не всегда. Бывали времена, когда знания о космосе были не то что под запретом - были настоящие гонения со стороны Инквизиции. Была объявлена охота на мыслителей, которые пытались понять мироустройство и сформулировать первые космические законы. Так погиб Джордано Бруно, не отрекшись от своих убеждений о космосе, которые были не по нраву святой Инквизиции.

Однако, время шло, и научные открытия с техническим прогрессом не заставили себя долго ждать. Человеку недостаточно было рассуждений о космосе. Люди жаждали своими глазами увидеть планеты и далёкие миры не только в телескоп. Совсем скоро человеческое любопытство уступило место честолюбивой гонке в космической науке. Стоит отметить, что Советский Союз в освоении космоса был на шаг, а то и на два впереди остальных стран.

Первое в мире теоретическое обоснование возможности полёта в космос в конце 19 века дал русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Впервые в мире, в 1924, году учениками Циолковского было создано Общество изучения межпланетных сообщений. А в 1931 году энтузиастами космических полётов была организована Группа Изучения Реактивного Движения. В этой группе проводились эксперименты с реактивными двигателями и летательными аппаратами на ракетной тяге. Одним из участников этой группы был Сергей Павлович Королёв, ставший основоположником практической космонавтики.

Первый искусственный спутник Земли был запущен, опять же, советскими учёными под руководством С.П. Королёва 4 октября 1957 года. Эта дата по праву считается началом космической эры.

Полетели в космос искусственные спутники. А что же человек? Полёт в космос человека был довольно рискованным. Ведь для живого существа космическое пространство, мягко говоря, враждебно. Впереди было ещё много исследований, прежде чем впервые человек совершил свой полёт в космос. Немалую роль в изучении космоса сыграли братья наши меньшие. Первой полетела в космос собака Лайка. Она провела на борту несколько суток. Но, из-за ошибки в конструкции корабля её не смогли вернуть на Землю. Лайка погибла. Чтобы увековечить внесенный Лайкой вклад в изучение космоса, перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших свою жизнь во имя науки.

В августе 1960 года в космическое путешествие отправились Белка и Стрелка. Вместе с ними на корабле были мыши, насекомые и семена растений. Вернувшись за Землю, животные чувствовали себя прекрасно. А через несколько лет, 12 апреля 1961 года, Советский Союз первым в мире вывел на земную орбиту космический корабль с человеком на борту.

Космос не прощает ошибок.

Перед полётом Гагарина было сделано 5 пробных запусков. Первый корабль, выполнив программу, не послушался команды на спуск и перешел на новую орбиту. Второй запуск был удачным. Но в конце 1960 года на третьем запуске корабля типа «Восток» опять постигла неудача. При возвращении аппарат сгорел. Юрий Гагарин шёл на серьёзный риск. А ценою этого риска могла быть его жизнь.

В тот исторический день, 12 апреля 1961 года, в 9 часов 6 минут с космодрома «Байконур» в космическую даль поднялся корабль-ракетоноситель «Восток» и доставил Юрия Гагарина на орбиту. Когда ракета начала подъем, Юрий Алексеевич (позывной – «Кедр») сказал свою историческую фразу: «Поехали!». С лёгкой руки Гагарина, почти каждый житель Советского Союза, а позже и Российской Федерации, любое новое и непростое дело начинает именно с этого слова: «поехали». Этот орбитальный полет продлился 108 минут и завершился успешным приземлением. Сам Гагарин катапультировался и приземлился на парашюте у села Смеловка Саратовской области недалеко от спускаемого аппарата. В память об этом историческом полёте день 12 апреля, с подачи второго летчика-космонавта Германа Титова, был объявлен государственным праздником – Днём космонавтики.

12 апреля 1961 года не только для России, но и для всей планеты стало исторической датой. С этого дня покорение космоса пошло семимильными шагами. В мае того же года, американский астронавт Алан Шепард совершил 15-ти минутный суборбитальный полёт. А 16 июня 1963 года в космос полетела первая женщина, Валентина Терешкова. Уже через 2 года, в 1965 году, космонавт Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. И тут мы были первыми. Таким образом, научные достижения нашей страны, героические подвиги и самоотверженный труд советских, а позже российских, космонавтов, учёных, инженеров позволили осуществить древнюю мечту человечества – совершать космические путешествия.

Американские астронавты в 1968 году на космическом корабле «Апполон-8» совершили первый пилотируемый полёт к Луне: совершили её облет и вернулись на Землю. А в 1969 году астронавты Армстронг и Олдрин высадились на поверхность Луны. Впервые в истории нашей цивилизации нога человека коснулась поверхности другой планеты.

Для долговременного пребывания экипажа в космосе с 1971 года на земную орбиту стали выводить орбитальные станции. Первой такой станцией была станция «Салют». Позже многомодульная станция «Мир». А в наши дни на орбите Земли находится Международная Космическая Станция (МКС), собранная из модулей, изготовленных в разных странах. Так космонавты из многих стран объединяют свои знания и свои усилия в нелёгком труде освоения космоса.

Через 20 лет после полёта Юрия Гагарина, 12 апреля 1981 года состоялся запуск первого в мире многоразового космического корабля, который взлетал как ракета, а приземлялся как самолёт. Несмотря на то, что в наши дни программа «Спейс Шатл» закрыта, ученые всего мира продолжают работать над созданием многоразовых космических кораблей.

В наши дни многие страны имеют космические программы. Но на все времена первым космонавтом в истории Земли останется наш соотечественник Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. И, признавая этот исторический факт, с 2011 года на Генеральной Ассамблее ООН было принято решение 12 апреля отмечать во всем мире ещё и как «Международный день полёта человека в космос».

В 2001 году, в честь сорокалетия со дня первого полета человека в космос, Консультативным советом космического поколения впервые была организована Юрьева ночь. Юрьева ночь – это ночной вариант празднования Дня космонавтики. Инициатором празднования стала группа американских активистов. Юрьева ночь быстро завоевала популярность и обрела мировые масштабы. Ежегодно растет число стран-участников, желающих присоединиться к новому формату празднования. В рамках Юрьевой ночи по всему миру проходят мероприятия различного характера. Это и тематические выставки, и научные лекции, и викторины, а также грандиозные арт-инсталяции, позволяющие зрителям стать участниками грандиозного события, произошедшего в 1961 году.

Невозможно недооценить вклад русских ученых в историю освоения космоса. Без научных разработок, без героических подвигов наших соотечественников не летали бы сейчас космические корабли, не было бы образцов грунта с Луны и Венеры, не было бы снимков Марса, не летали бы искусственные спутники по орбите Земли. Много бы чего не было... Хочется поздравить всех землян с этим замечательным праздником, Днём космонавтики, и сказать Спасибо учёным всего мира за их труд в освоении космоса!